Городская среда

5 главных проблем Нижнего Новгорода

Данила Карзанов

Нижний Новгород в этом году отмечает 800-летие. Из федерального бюджета были выделены 20 млрд рублей, которые пошли на преобразование ключевых городских объектов: Кремля, Чкаловской лестницы и других общественных пространств города.

Также реставрируют более 100 объектов культурного наследия, строят транспортные развязки и привлекают туристов. Денег вбухано много — Москва обеспечивает Нижний на круглые даты. В городе восстанавливаются памятники архитектуры, благоустраивают пространства и налаживают имидж. Но основные проблемы остались все те же. В этой статье рассказываю о пяти проблемах Нижнего.

1. Общественный транспорт

В Нижнем в 2021-м году до сих пор ездят маршрутки: пазики и микроавтобусы с водителями-кондукторами, шторками в салоне и настенным ковром в качестве интерьера. Маршрутки плохи тем, что выдавливают с улиц общественный транспорт. Они неэффективны — у них маленькая вместимость, они забивают улицы и создают пробки (в один ПАЗ помещается 50 пассажиров, а в обычный трамвай или автобус — 120). Маршрутками не могут пользоваться маломобильные: инвалиды, люди с багажом, мамы с колясками.

Фото: городские маршрутки-пазики в Нижнем Новгороде

Ситуация меняется, но со скрипом. Новые низкопольные автобусы закупаются, выходят на маршруты, но не заменяют частников. В Нижнем пока так: частные маршрутки конкурируют между муниципальными автобусами на самых главных и забитых маршрутах. Частников на автобусных маршрутах встречается в два раза больше. Они забивают пазик целиком быстрее, чем это сможет сделать большой автобус. Даже в центре города вы скорее дождетесь маршрутку, чем автобус нужного направления.

Фото: новый низкопольный автобус, приуроченный к 800-летию

В Нижнем трудности с троллейбусом. В том году администрация демонтировала троллейбусные пути на участке в верхней части города, ссылаясь на проект «Чистое небо». Суть проекта — в демонтаже устаревших воздушных кабелей и проводов на дорогах Нижнего Новгорода, хотя этот участок путей никому не мешал. Подвижной состав троллейбусов удручает. Новые троллейбусы не закупаются, а берутся только списанные с московских депо. Интервалы между маршрутами — 30 минут, что очень долго для города-миллионника. Но в октябре администрация заявила, что подала заявку на покупку 70 новых троллейбусов. Посмотрим, как будут развиваться события.

С трамваями — похожая история. Современных трамваев в городе нет, рельсы разбирают. За последние годы пути демонтировали на Канавинском мосту, Зеленском съезде и улице Советской. Трамвайная система города деградирует: вместо трамвая, который проезжал по Зеленскому съезду, хотят построить фуникулер. Он действовал до 1927 года и даже сохранилось депо около Часовой башни. На фуникулер хотят потратить 800 миллионов. Но что лучше? Восстановить трамвайную линию и увеличить пассажиропоток на этом месте, а не заново возводить фуникулер — туристическую игрушку, которая не будет пользоваться спросом у горожан, потому что окажется не функциональной.

На улице Рождественская — вторая туристическая улица после Большой Покровской — уже несколько лет не ездит трамвай. Заглянем в историю: в 1896 году в Российской империи поехал первый трамвай. Катался он по Нижнему Новгороду, а главный маршрут проходил через улицу Рождественскую — центр купеческой и торговой жизни города. Городские активисты выступают за восстановление маршрута, а в связи с возможным возобновлением элеватора разговоры участились. Поэтому в январе губернатор области Никитин провел совещание в трамвайном депо № 1, где решили снова запустить ретро-трамвай на Рождественской. Там обсудили ремонт и брендирование троллейбусов к 800-летию. А еще неожиданно задумались над открытием музея транспорта.

2. Ливневая канализация

Нижний Новгород постоянно топит. В городе работает устаревшая ливневая канализация. Ее не меняли с 1970-х — нашей ливневке больше пятидесяти лет. Летом она всегда засоряется, не пропускает воду и улицы превращаются в озера. Поскольку Нижний — город на холмах, то съезды превращаются в водопады, склоны становятся рыхлыми, из-за чего часто происходят оползни. Бывают случаи, что съезды перекрывают на несколько недель. Спуски укрепляют каждый год, но вода пока побеждает. Если летом ожидается сезон дождей — из дома лучше не выходить. Или только в резиновых сапогах.

В мэрии выяснили, что сейчас в городе функционирует лишь 10% ливневок. На содержание ливневой канализации ежегодно требуется 170 млн руб., в реальности тратится в пять раз меньше. Пока городские власти решили просить деньги на ливневку в областном бюджете. В мае того года сильными дождями размыло часть набережной Федоровского, Окский съезд и край насыпи вдоль одной из стен Кремля.

Источник: NN.ru

3. Новые ЖК и архитектура последних лет

В Нижнем беда с жилыми комплексами и архитектурой, как и во многих российских регионах. Окраины городов застраиваются многоэтажками без инфраструктуры. Материалы закупаются самые дешевые, доступности и активностей, как правило, мало, а общественный транспорт — либо микроавтобусы, либо маршрутки в виде пазиков. Люди чаще передвигаются на автомобилях в таких ЖК, а здания не придерживаются какого-то архитектурного стиля. Преобладают кислотные и вычурные цвета, на этажность и благоустройство часто забивают.

Например, ЖК «Анкудиновский парк». По документам ЖК не считается городским, поскольку он расположен в Кстовском районе. Но нижегородцы уже считают это частью города. Вкратце: Анкудиновка — бывшая деревня, в которой решили построить ЖК. Дома там выше 20 этажей, двор состоит из парковок. «Анкудиновский парк» обдувается со всех сторон — ЖК построен в поле и ветер здесь гуляет. Сдано 15 домов, планируют построить еще столько же на соседней улице. Добраться до ЖК можно только одним способом — извилистой однополосной бетонкой длиной в два километра. Дорога не освещена, путь проложен через ЛЭП и мраморные плиты по бокам. Уже сейчас там собираются пробки из машин жильцов и редких маршруток, которые ездят до ЖК. А что произойдет, когда сдадут весь объект? Новое Мурино?

Фото: ЖК «Анкудиновский парк»&nbsp;<br>

В Нижнем есть и классные архитектурные решения. В том году на улице Пискунова достроили бизнес-центр Corner Place. Здание по стилистике обыгрывает архитектуру деловых районов Лондона. Еще из особенностей: разные интересные фасады, благоустройство придомовой территории и работа с дизайн-кодом. Архитекторы БЦ соблюли этажность — он не выделяется на фоне малоэтажной застройки улицы. Наоборот, круто дополняет перекресток центра города и смотрится выразительно.

Фото: Бизнес-центр Corner Place на улице Пискунова

4. Платные парковки в центре

В Нижнем не решили проблему с машинами в центре города. Машины паркуются на тротуарах, обочинах, заезжают во дворы и встают в несколько рядов. По городу трудно ходить пешком, пешеход ущемлен и ему тесно. Представьте: узкие купеческие улицы центра и небольшие тротуары. Приоритет отдан машинам — они паркуются на обочине, втискиваются в два ряда и ищут места во дворах.

В 2021-м в городе должны появиться платные парковки в центре. Власти уже согласовали проект: исследовали улицы, поставили автоматы для оплаты и даже установили кучу знаков! Реализовать платную парковку на нескольких улицах должны были еще в декабре 2020-го, но что-то пошло не так. Парковочные знаки стоят не распечатанными в черных пакетах, паркоматы установили по улицам. Администрация перенесла открытие платных парковок на более поздний срок, но обещают сделать все в этом году.

5. Набережные

В Нижнем не умеют благоустраивать набережные. И вот парадокс. Как же это: город, который стоит на Оке и Волге не имеет хороших набережных? Да, пока не имеет. Объясняю почему.

Набережные — больная тема для Нижнего. К ЧМ 2018 открыли две новых набережных: Нижне-Волжская и Волжская, около стадиона. До Чемпионата мира по футболу нижегородцы не гуляли по Волжской набережной. Раньше тут был порт: его снесли, а недалеко от этого места стали строить стадион и прилегающую к нему инфраструктуру. Сдавать по срокам не успевали, делали все быстро. Уже при сдаче объектов отваливалась плитка, отсутствовали обычные мусорки и виднелось плохое качество работ. «Комфортная городская среда по-нижегородски — это когда есть забор, фонари и плитка. Идеальное для отчёта благоустройство места, где никогда никто не появится. Дальше хотя бы скамейки начинаются, но толку от этого нет. В целом, это хороший пример веры в кирпич: мы что-то сделаем, и люди обязательно появятся. Это так не работает», — рассказывает о Волжской набережной урбанист Аркадий Гершман.

Перейдем к Нижневолжской. Вместо воды у нижегородцев 5 лет был только синий забор. Помню, как боялся объезжать на велосипеде участок дороги, который перекрывался синим забором: места было очень мало, приходилось ездить впритык с машинами по дороге, чтобы объехать его. За годы стройки нижегородцы вообще забыли, что на набережной есть река и красивые виды. Синий забор настолько приелся жителям, что стал символом и кошмаром города одновременно. Мы вновь приходим к тому, что хорошее общественное пространство — это не просто плитка, фонари и скамейки. Людей нужно завлекать на место, а здесь же нет даже бизнеса. При нынешнем виде на набережной было бы больше людей, будь к ней удобные подходы и отсутствие 4-полосной дороги. 

Но есть и надежды. Институт развития городской среды Нижнего Новгорода показал концепт новой Окской набережной. Десятки лет на Окской нечего было делать — это голая советская бетонка, где летом выпивали подростки и рыбачили мужики.

Авторы проекта планируют создать променад и велосипедный маршрут вдоль берега от Стрелки и до метромоста. Особое внимание уделят смотровым площадкам. По концепции обещают даже доступ к воде. Нижегородцы смогут плескать ножки в реке и контактировать с водой — наконец-то!

На этом список проблем Нижнего не заканчивается. Есть более локальные трудности: районные или на отдельных улицах, как в случае с Алексеевской. Хорошо, что проблемы начали исправлять на масштабном уровне и город реально меняется к празднику. Но будут ли дальнейшие изменения в Нижнем после ухода бюджета, когда город опять заживет за счет своих поступлений? Останется ли эта бурная жизнь в будущем — неизвестно, зато Нижний становится лучше в настоящем времени.