Автозавод не для гопников! Разрушение мифов

ili

Какая первая ассоциация у вас возникает при слове Автозавод? Наверное, если вы житель верхней части города, то скорее всего на ум придут незамысловатые стереотипы о “гопниках”, ожидающих за каждым углом Южки, Мончаги и Молодеги.

Если житель Автозавода, то скорее всего вам покажется странными и несправедливыми мифы, сочиненные про ваш район. Возможно, все время приходится доказывать своим друзьям и коллегам, что ваш Автоз не хуже и во многом даже лучше Покровок, Печер и Шербиней. Давайте попробуем разобраться в сути дела, откуда берутся эти стереотипы и почему они зачастую не оправданы?

Миф №1. На Автозаводе много криминала

Автозавод в советское время был одним из самых благополучных районов г.Горького. Именно, здесь, в 1930-е годы было построено одно из самых масштабных предприятий СССР – Горьковский автомобильный завод.  После распада Союза завод несмотря на то, что попытался адаптироваться к рыночным условиям, все таки перестал быть передовым, его звезда закатилась : ни промышленности, пользующейся спросом у населения, ни хорошей зарплаты, ни перспектив. Но главным ударом был распад системы, в которой огромную роль играли советские ценностей.

Эта система в одночасье стала фальшивкой по мнению новых элит. Пролетарий, который возносился в течение 70-ти лет на пьедестал, который верой и правдой служил заветам Ильича, был октябренком, пионером, комсомольцем, защитником родины, альтернативой разлагающемуся капитализму стал никому не нужным, отсталым и отжившим. Многие потеряли работу, а многие – смысл жизни – и стали сводить концы с концами, запивая одеколоном “Саша”, если не находилось, чего покрепче  горькую думу о судьбах родины.

pilot

Автозавод, как мы уже говорили, был передовым районом советской эпохи, а что случается с теми кто был всем? Обычно в сознании людей, живущих на срезе эпох, случается смена одной картины мира на другую. Все, что было хорошо становится плохо. Типичное для массового сознания явление.

Многие в 90-е и правда начинали спиваться, идти по кривой дорожке, но так было не только на Автозаводе, так было везде. Просто массовое отчуждение отыгралось на самом советском районе, если можно так выразиться, и создало миф о грубом, пролетарском, криминальном районе. Только время идёт, не одно поколение сменило жителей автозаводского района: наверное, среди ваших знакомых много интересных, творческих и начитанных людей, живущих там. Да, и массовая интернет культура влияет на современного подростка куда больше родителей или пьющих соседей.

Поэтому если уж говорить о количественном отношение гопников и хипстеров то наверное, как и везде, вторых значительно больше. Окончательно доказывая неправоту мифа, приведем статистику 2016 года: самым криминальным районом был признан Нижегородский район.

melnica

ул. Краснодонцев. Дом сталинской постройки 40-х – 50-х годов XX века

Миф №2. Автозавод – скучный и некрасивый

Анализируя городской слэнг , можно отметить, что всю архитектурную сущность Автозавода в представлениях нижегородцев можно выразить  в годонимах (названия улиц) Южка, Мончага, Молодега. Что может располагаться на улицах с такими названиями? Однотипные двушки и трешки с коврами на стенах, с селедкой под водку и под шансон? На самом же деле, Автозавод – уникальный район, который отразил все метания советских архитекторов от причудливого ар-деко 30-х до массивных зданий эпохи сталинского ампира, от экспериментальных коммуналок 20-х до брежневских панельных многоэтажек.

В 1929 г., на месте бывшей деревни Монастырка (ныне автозаводский р-н) было решено начать строительство жилых домов  вокруг будущего автомобильного завода. Был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование жилищ нового типа, пролетарских коммун. Победила группа студентов во главе с архитектором А.Мордвиновым. В основе планировки лежала схема, основанная на 3-х магистралях, сходящаяся к центральной площади и парку. Вся площадь была разбита на кварталы по два дома-коммуны с большим количеством зеленых насаждений. В начале 30-х проект дорабатывал А.Зильберт.

piknik

ул. Краснодонцев. Дом сталинской постройки 40-х – 50-х годов XX века

Замысел домов был такой: советскому человеку, строителю социалистического будущего в свободное время необходимо было заниматься духовным и физическим воспитанием, меньше времени уделять быту, поэтому вместо кухонь была задумана одна большая столовая, вместо ванны – душевые, кроме того были запланированы читальни, спортивные залы, школы и детские сады рядом с домом. Правда идеалистической мечте воплотиться не удалось, из-за нехватки денег было решено отложить масштабное строительство и пока обойтись дешевыми облегченными двухэтажными домами.

В 30-е годы после победы в конкурсе – проектов Дворца Советов Б.Иофана, выполненном в стиле ар-деко, этот стиль возобладал и в городском строительстве. Соцгород взял курс на новые формы. По сравнению с началом 30-х в середине 30-х строительство шло полным ходом. Стоит пройтись по пр.Кирова или пр.Молодежному, чтобы увидеть эти уютные 3,4-этажные домики совмещающие в своем фасаде эклектику модерна, неоклассики и конструктивизма. Они очень привлекательны уютными открытыми  балкончиками с цветами, стилизованными колоннами на фасадах и переходами между домами в стиле городских коммун 20-х.

e5vd80anibg

Бусыгинский дом

Не обойтись и без объектов культурного наследия : в квартале №4  Соцгорода располагается связывающий воедино арками несколько улиц знаменитый Бусыгинский дом (арх. И.Голосов). Кроме того на пр. Молодежном есть ещё одно чудо того времени Радиусный дом (арх. Н.Красильников, П.Полюдов), который ни может не удивлять своей пластической выразительностью и игрой света и тени в течение всего дня. В утреннее и предзакатное время в связи с освещением тени становятся глубже и длинней, от этого, кажется меняется и форма здания.

В послевоенные годы строительство продолжилось, теперь уже в помпезном, но крепко стоящем на ногах сталинском ампире – ярким тому примером служит частичная застройка ул. Краснодонцев очень схожая по стилистике с домами ар-деко 30-х, а так же парковый ансамбль Автозаводского парка культуры и отдыха.

В конце 50-х – первой половине 60-х архитектура претерпела серьёзные изменения. В 1957 году вышло постановление партии “О развитии жилищного строительства в СССР”, основная суть которого заключалась в том. чтобы ликвидировать дефицит жилья путем ускоренного строительства. Поэтому было решено сделать жилье более дешевым за счет уменьшения площади ( с 40-45 до 20-25), сократить сроки строительства за счет переноса основной части работы на завод (изготовление цельных блоков), увеличить выпуск строительной продукции, а так же сократить излишества предшествующих эпох. Одним словом архитектура шла к упрощению.

vadim-samojjlov

Радиусный дом

Улицы стали застраиваться однотипными домами из шлакобетонных блоков. Кроме того, в конце 50-х возник феномен народной стройки, основанной на трудовом участии населения. Так возникли знаменитые 2-3 этажные дома  из народных материалов без особых финансовых вложений. Например, мы можем увидеть эти небольшие окрашенные преимущественно в желтый цвет  домики на ул. Янки Купалы: палисадники, теплицы с огурцами, собаки в будках – время словно остановилось здесь. Новые люди перенести частицу чего-то своего, народного : многие  переезжали в то время из деревень.

В 70-80 гг. архитектура не претерпела каких-то кардинальных изменений, курс был продолжен на типовое строительство,  правда панельные дома стали значительно выше (преобладали 9-этажки, а иногда и 14-этажки), квартиры стали больше и комфортабельней (в некоторых квартирах появились балкон и лоджия, кухни стали шире, вместо 2-х комнатных квартир стали преобладать 3-х комнатные). В то время строились целые проспекты, кварталы: на Автозаводе  – Южное шоссе, Мончегорская, Космическая, Веденяпина, Коломенская и т.д.

От новшеств заречный район так же не отстает, в наши дни здесь выросли модные, окрашенные во все цвета радуги 17-этажные гиганты с близ лежащими современными детскими площадками, спортивными уличными тренажерами (на которых может позаниматься любой желающий), лавочками и стоянками. Это жилые комплексы : “Юг”, “Водный мир”, “Мончегория”, “Мой дом на Коломенской”. Одним словом район развивается, постоянно достраивается и обновляется.

gleb-samojjlov-the-matrixx

В такой архитектурной смеси не может быть не интересно, ты словно скользишь сквозь время, забегая в солнечные улицы 30-х, а выходишь в строгий ампир великой победы, проходишь мимо однотипных панельных 9- этажек, а подходишь к высоткам современной архитектуры. Одним словом, интересно, многообразно, по-нижегородски.

Миф №3. Автозавод не лучшее место для прогулок

Многие думают: “А чего делать на Автозаводе? Там и сходить некуда…”. Если считать, что наш город в принципе не особенно развит в туристическом плане, то можно сделать небольшой сравнительный анализ. Как и во всех районах здесь есть большой парк с прудом и пляжем, спорт-комплексы, суши-бары, Макдональдсы и торговые центры. Другое дело, что нет галерей, мало кинотеатров и вообще модных арт-пространств. Но ведь все арт-пространства сосредоточены лишь в районе ул. Большая Покровская, пл. Минина и ул. Рождественская. Поэтому говорить именно об Автозаводе, что “здесь некуда сходить” – очень несправедливо, сходить в принципе некуда везде.

С другой стороны, если вы любители прогулок и новых ощущений, то почему бы Вам не пройтись по тем же советским улицам с прекрасными архитектурными зданиями, с легкой атмосферой в стиле ретро. Да и пройтись, признаться будет приятно, автозавод один из самых чистых районов Нижнего Новгорода: мусор исправно убирают, лед вовремя посыпают, а на озере зимой даже рыбу ловят. И вновь вопросительное : “Почему?” Почему бы ни посмотреть на Оку не с Дятловых гор набережной Федоровского, а с другой, с заречной стороны. Раздвинуть границы сознания, отказаться от стереотипов, приехать и увидеть своими глазами то, что так долго было скрыто за ширмой массового пренебрежения.

alisa

Образ Автозавода в связи с идеологическими перипетиями, первым местом в рейтинге самого криминального района в 90-е и 2000-е был очень испорчен. Мифы о неотъемлемом кусочке нашего города просто не допускают сюда новых людей.

Но ведь так не честно, мы закрываем глаза на одно из интереснейших мест нашего города, тем самым мы безразличны к нему, а надо бы актуализировать знание , он многое может нам рассказать. Необходимо пытаться его осовременить в нашем сознании, реабилитировать, смыть с него клеймо района для гопников и отбросов.

ВИКТОРИЯ ЕДИНА

ФОТОГРАФИИ АВТОРА 

Поделиться
Поделиться
Поделиться

Опубликовано

Обновлено

Категории

Город
Просмотров: 867