Бледнеющий белый корабль на стрелке и его «обитатели»

#Город
10 октября 2016. 18:52

Представьте себя на площади Маркина. Сзади вас Памятник Матросам, а впереди знакомое здание Речного Вокзала. Оно увидело свет в 1964 году с легкой руки архитектора Чурилина. Вокзал напоминает огромное речное судно, приставшее к одному из берегов Нижнего Новгорода. Постройка интересна своей архитектурой, но что скрывается за ней? 

Речной вокзал — комплекс сооружений для обслуживания пассажиров речного транспорта в Нижнем Новгороде. «Белый корабль» здания расположился на стрелке Оки и Волги в одном из самых живописных мест города. С фасада здание выглядит необычно, гармонирует с окружающей средой и памятником матросам. Интересно ли кому-нибудь, что скрывается в истории архитектуры речного парохода-вокзала? Я решила узнать.

Как человек, находящийся в центре масс-медиа, я, конечно, обратилась к интернету. Сейчас, невозможно найти практически ничего, связанного с проектами ленинградских зодчих Н.И. Чурилина и Л.С. Смирновой. Интернет может рассказать нам о годе окончания стройки, об имени одного архитектора, о дате реставрации. И больше ничего. Проведя в поисках более двух часов, я наткнулась на информацию о музее, относящемуся к истории речного вокзала и судоходной компании «Волжское пароходство». Мне сразу понравилась идея посетить музей, связанный с историей пароходства в Нижнем Новгороде.

PENTAX Image

На следующий день я отправилась узнавать историю речного вокзала. Уже на месте я обошла здание кругом, но не нашла отдельного входа в музей. Тут же приняла решение зайти через главный вход: около небольших турникетов меня встретили два суровых охранника вопросом, с какой целью меня интересует музей. Позже они объяснили мне, что музей вовсе не обыкновенный и закрыт для простых посетителей.

Но у меня не укладывается в голове этот факт — как музей может быть закрытым, ведь он музей! Один из охранников предложил мне номер телефона заведующей пресс-службы, которая якобы заведует всем, что имеет отношение к музею «Волжского пароходства» и посоветовали «изложить ей все свои проблемы». Таким образом, даже на самом Речном вокзале ничего о нем не узнать.

Наличие свободного времени до электрички домой побудило меня прогуляться по набережной за Речным вокзалом. За постройкой есть кассы с билетами на речные прогулки, окна которых чуть ли не заколочены деревяшками. Впереди такой красивый вид на стрелку Оки и Волги, на собор Александра Невского…

0_89043_8cdd0f83_orig

Вид портят только противно скрипящие калитки причалов, которые ржавеют и отваливаются, и то, что до них никому нет дела. Ведь это причалы, и вслед за калиткой бетонный обрыв, в который может сигануть любой желающий.

Всего причалов около шести, об этом говорят затертые таблички, когда-то указывавшие путь желающим отплыть от речных ворот города. К слову, далее, рядом с шестым причалом начинается изнанка «синего забора», знакомого не понаслышке всем нижегородцам и даже некоторым гостям города.

Изнутри недостроенная набережная выглядит крайне уныло: постройки, задуманные, кажется, тысячу лет назад, зияют торчащей арматурой, ржавеют под натиском межсезонной непогоды и обильно порастают мхом.

Листы строительного заграждения оторваны — то ли ветром, то ли молодежью, которая расписала все видимые и невидимые поверхности набережной баллончиком… Теперь только ветер гуляет по набережной вдоль Оки, покачивая молодые березки, пробивающиеся из-под наземных плит.

2

Возвращалась обратно, мимо проплывала ржавая баржа — по видимому, гордость нашего речфлота. Рассматривая Волгу и Оку думается, что вскоре уже ни одна посудина не сможет зайти к нам в город — реки стремительно мелеют, разрастается остров под Канавинским мостом, некогда бывший прекрасным пляжем с самым чистым песком в городе. Сейчас же все наглухо заросло и чтобы восстановить не хватит времени и сил.

Каким предстает наш город для гостей? Впрочем, в Нижнем Новгороде наблюдается особая тенденция: наши «ворота города», как железнодорожные, так и речные сопоставимы между собой, разруха на Речном Вокзале в данном тексте вполне могла быть заменена на разруху на Московском вокзале.

Я хотела узнать что-то новое о своем городе и о его истории, а вместо этого узнала намного больше, чем хотела и желала. А в завершении остается лишь один вопрос: сколько синему забору быть?

ЕЛИЗАВЕТА СМИРНОВА 

ФОТОГРАФИИ АВТОРА

комментарии