Эволюция страха: почему мы любим фильмы ужасов и как через историю жанра понять, чего мы по-настоящему боимся?

#Кино
11 апреля 2018. 09:36

Почему смотреть хорроры иногда полезно, и могут ли они быть для нас чем-то большим, чем просто триггером адреналина? По словам психологов, именно этот жанр кинематографа отражает «тёмную сторону» нашей действительности, проблемы и страхи общества. Предлагаем узнать, как работают фильмы ужасов, кому они нравятся, а также проследить краткую эволюцию «волн» хорроров и попытаться понять, с какими фобиями и настроениями они связаны.

Как работает хоррор?

Желание человека переживать чувство тревоги и страха имеет вполне понятные причины. По мнению Андрея Курпатова, психотерапевта и основателя Высшей школы методологии, та беспомощность и тоска безвыходной ситуации, в которую мы зрительно попадаем в кинозале, — это хитрый психологический допинг. Он приводит к выбросу в нашу кровь особого адреналинового коктейля, после чего у нас в каком-то смысле «открываются чакры»: мы выходим из обусловленной беспомощности и унылости мира в какое-то другое, приятное и не подлежащее описанию состояние.

creative-child-photography-horror-joshua-hoffine-20

Я люблю фильмы ужасов. Доктор, что со мной?

Это поведение психиатры относят к так называемому аутоагрессивному типу, свойственному для людей со склонностью к депрессии, что тоже, как ни странно, является обусловленной беспомощностью. Просмотр ужасов и вырабатываемый при этом адреналин снижают пики внутреннего напряжения — выброс адреналина на время «поднимает тонус». Но вскоре эффект проходит, тревога снова накапливается, и потому у многих любителей фильмов ужасов складывается своего рода зависимость, которую им надо периодически удовлетворять.

Любители жанра хоррор — это чаще всего те, кто требует от жизни больше эмоций, чем та даёт. Для них просмотр фильма ужасов — поиск острых ощущений и эмоций, и он, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях.

creative-child-photography-horror-joshua-hoffine-21

К истории жанра и эволюции страхов: кого мы боимся

Самые первые фильмы ужасов появились как «продолжение» готического романа и театра. Как и в популярных в XIX веке книгах, страшное в них пряталось в прекрасном, режиссеры демонстрировали оборотную сторону романтизма и любви.

В самой сжатой форме можно насчитать несколько «волн» интереса к жанру фильмов ужасов со стороны больших режиссеров и, соответственно, популярности хорроров. Пусть косвенно, но по этим всплескам можно также судить и о том, что пугало общество последние сто лет.

creative-child-photography-horror-joshua-hoffine-1

Германский хоррор как реакция и избавление

Послевоенный немецкий фильм ужасов начала прошлого века — своего рода реакция, побег от беспомощности вполне реальной, а для граждан той Германии — общегосударственной, к иллюзорной и преодолимой беспомощности кинозрителя.

Пассивное чувство опасности, напряжение и собственное бессилие — тогда эти эмоции для очень многих вошли в повседневную жизнь. Хоррор, в котором всё это доходило до грани, оказался способным подавить эти чувства.

Отсюда — “Кабинет доктора Калигари”(1920), “Фауст”(1926) и “Носферату”(1922).

Картинки по запросу Кабинет доктора Калигари

Картинки по запросу Кабинет доктора Калигари

Картинки по запросу Кабинет доктора Калигари

Кадры из фильма “Кабинет доктора Калигари”(1920)

Американский монстр 30-х и страх пустых карманов

В США же появление классических монстров Universal в 1930-х — это вовсе не ответ на страхи общества, а коммерческий поиск способов привлечения аудитории, удивительным образом сработавший и заложивший основы «фильмов про монстров». Особенность американского хоррора этих лет — ужас в таких фильмах приходит откуда-то извне, и зло здесь всегда персонифицировано. Зритель знает, кого и за что бояться.

Отсюда — “Дракула”(1931), “Франкенштейн”(1931), “Мумия”(1933), “Человек-невидимка«(1933).

Картинки по запросу франкенштейн 1931

Картинки по запросу франкенштейн 1931

Кадры из фильма “Франкенштейн”(1931)

Эпоха Хичкока: чудовища внутри и среди нас

40-е переместили «монстра» из абстрактных далей в узкий мир близких герою людей. Зло теперь может скрываться не только в чудовище из морских глубин, но и в родственнике, знакомом, любимом. И даже внутри самого героя — приходит эпоха психоанализа и поп-фрейдизма.

Отсюда — ранние фильмы Хичкока.

Картинки по запросу хичкок

Сила атома и слабость человека как два лица страхов 1950-х

В 1950-х Америку охватывает два главных страха. Первый — страх атомной войны, отсюда много фильмов о пришельцах, нападающих на Землю и прочих апокалиптических сюжетов. Второй — ужас дегуманизации, то есть утраты человеком человеческого, превращения его в монстра, зомби или робота.

Отсюда — «Вторжение похитителей тел», «Нечто из другого мира», «Тарантул», оригинальная «Муха».

Картинки по запросу вторжение похитителей тел 1956

Картинки по запросу вторжение похитителей тел 1956

Кадры из фильма «Вторжение похитителей тел» (1956)

Поэтический хоррор Европы в 1960-е

Французское и итальянское кино 1950-1960-х — это ряд экспериментов кинематографа, помноженных на предпосылки скорой сексуальной революции. Попутно большая часть шедевров того времени — это попытка представить страшное не отклонением от нормы и отнюдь не маргинальной частью жизни, а недоступной для масс тайной.

Отсюда — “Призрак”(1963), “Демон”(1961), “Три лица страха«(1968)

 

Мой сосед Франкенштейн

1970-е годы формировали увлечение публики оккультизмом и магией, хоррор смягчился, что привело к возвращению и новой волне популярности старых знакомых франкенштейнов, дракул и мумий.

В конце 70-х и 80-х атомизация общества привела к тому, что американцы стали бояться даже собственных соседей, которых порой не знали и по имени. Появился ужас перед отдельно стоящими домами, в которых притаился маньяк, стало страшно выходить на улицу. Незнакомцы в масках с жуткими орудиями убийств — фобия обывателя того времени, отсюда возникают такие фильмы, как «Пятница, 13», «Хэллоуин», и «Техасская резня бензопилой».

Картинки по запросу техасская резня бензопилой 1974

Картинки по запросу техасская резня бензопилой 1974

Кадры из фильма «Техасская резня бензопилой» (1974) 

Ужас «Чёрного зеркала»

Сегодня мы переживаем бум техно-хоррора, то есть ужаса перед тем, что могут принести в обыденную жизнь гаджеты, социальные сети, компьютеры — «Убрать из друзей», «Паранормальное явление», даже «Ведьма из Блэр» — ужас, заглядывающий в наши глаза через камеру или монитор.

Во многом символом сегодняшнего техно-хоррора, пусть не в рамках жанра, но по сути и специфике сюжета, является британский сериал «Чёрное зеркало». Фильмов и сериалов о виртуальном мире и информационных технологиях за последние 20 лет снято немало, однако «Черное Зеркало» стало, пожалуй, едва ли не самой востребованной и популярной художественной реализацией темы взаимоотношений человека и технологий.

Картинки по запросу черное зеркало

Будущее, изображенное в сериале, никак нельзя назвать оптимистичным. Оно пугает. Тихий ужас понимания опасностей нашего завтра, где страхи столетней истории жанра актуальны все разом и соседствуют с ещё большим — фобией перед умнеющей машиной в эпоху глупеющих людей — вот гримаса современного техно-хоррора.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ

комментарии

Новые события нижнего новгорода