Дикая мята

Факты о Нижнем Новгороде, которые вы еще не знали

#Город
28 марта 2019. 11:41

История нашего города насчитывает почти 800 лет. Кажется, мы уже знаем о нем все, но в этом материале мы собрали для вас самые интересные и мистические сведения о нашем родном городе.

Иллюстратор: Юлия Самаргина

Станция-призрак нижегородского метро

Нижегородский метрополитен окутан множеством легенд. Говорят, что на станции «Заречная» припозднившимся пассажирам иногда встречаются призраки погибших там рабочих. Это место является центром притяжения различных неприятностей: в 1989 году произошел прорыв грунта, перекрывший движение поездов, а в 2012 старая проводка замкнула и привела к задымлению на платформе и в вестибюлях. Через год на пассажиров обрушилась мраморная плитка, а в 2014 году из-за прорыва трубы на «Заречной» произошел потоп.

В нижегородской подземке есть самая настоящая станция-призрак под названием «Ярмарка». Она находится между станциями «Московская» и «Стрелка». Ее строительство началось в 1993 году, но так и не было закончено.
Двадцать лет «Ярмарка» считалась «призраком», но в 2014 году стало известно, что ее все-таки построят при продлении Сормовской ветки.

Так сейчас выглядит станция «Заречная», пережившая обрушение плитки и прорыв грунта

Самый маленький памятник в Нижнем Новгороде

Крошечную птичку на кремлевской стене замечают не все: о ее существовании не догадываются даже многие коренные нижегородцы. Сидит именуемый в народе «Чижик-пыжик» на «Аллее любви», справа от Северной башни кремля. Под памятником птичке у самой стены находится табличка: «Холм поэтов. Открыт 25 июля 1998 года». На рубеже веков там любили собираться нижегородские поэты и читать свои стихи.

Красивой легенды у «Чижика-пыжика» пока нет, но нижегородцы и гости города могут придумать ее сами. Источник

Перепланировка Нижнего Новгорода

Весной 1767 года в Нижний Новгород приехала царица Екатерина II. Власти города устроили царице торжественный прием. Но познакомившись с топографией города Екатерина сказала: «Ситуацией Нижний прекрасен, а строениями мерзок: все либо на боку, либо близко того. Чебоксары милей и опрятней».

Покинув город, Екатерина II решила осуществить перепланировку. Ее проект был воплощен в жизнь, и именно эта схема центра города сохранилась до сих пор.

План Нижнего Новгорода, сделанный Екатериной II

Права на велосипед

В конце XIX — начале XX века в Нижнем Новгороде для управления двухколесным велосипедом требовалось получить специальный билет.

Это было золотое время двухколесного средства передвижения: автомобили еще только-только появлялись, и велосипед казался самым совершенным транспортным средством.

Удостоверение на управление велосипедом, которое выдавалось в Нижнем Новгороде во второй половине XX века. Источник 

Храм в вагоне

Одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода является храм, расположенный в железнодорожном вагоне на улице Братьев Игнатьевых в Советском районе.

Церковь иконы Божией Матери Державной размещается в вагоне с 2005 года. Тогда железнодорожники подарили нижегородской епархии вагон, в котором святые отцы решили оборудовать храм: сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и освятили его. Сейчас это самая известная церковь-вагон в России, тем не менее, прихожане ждут постройки каменной церкви.

В народе необычный храм называют «голубым вагоном» по одноименной детской песне

Символика поезда, вагона и вообще пути издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей — в этом смысле нижегородский храм продолжает традиции. Источник 

Фуникулер в кремле

К открытию Всероссийской промышленной художественной выставки в 1896 году в кремле был построен подъемник, называемый в народе элеватором. Он должен был доставлять пассажиров с Нижнего базара, который находился в районе Скобы, на территорию кремля. Два вагончика спускали вниз и поднимали пассажиров вверх в режиме маятника. Они были соединены между собой гибким шлангом, через который подавалась вода. Внизу каждого вагона был специальный резервуар, по мере заполнения которого вагончик опускался, а освободившийся — поднимался.

Протяженность линии фуникулера составляла 173 метра. Проработал кремлевский элеватор до 1928 года, после чего его закрыли за ненадобностью — на смену подъемнику пришли трамваи.

Фуникулер в Нижегородском кремле. Начало XX века

Место бывшего фуникулера. Наши дни

Частичка прошлого

На площади Сенной можно обнаружить настоящий действующий автомат с газировкой. Как он туда попал, до сих пор не известно. Что самое удивительное: автоматы работают и все желающие могут попить ту самую газировку с сиропом.

Автоматы с газировкой на площади Сенной

Шуховская башня

У города Дзержинска на левом берегу Оки расположено уникальное архитектурное сооружение: 128-метровая гиперболоидная ажурная башня, построенная инженером Шуховым в 1929 году. Эта башня является одной из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций, вторая — знаменитая Шуховская башня в Москве.
Башня на Оке служила одной из опор линии электропередачи через реку Оку.

Шуховская башня на Оке, служащая опорой для линии электропередач

Это далеко не все факты о Нижнем Новгороде: он хранит еще много секретов, а каких — мы расскажем в следующий раз.

ЖУРНАЛИСТ: АННА САФОНОВА
РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВА
БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА
КОРРЕКТОР: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

комментарии

Новые события нижнего новгорода