Феномен «ЯЖЕМАТЬ»: Почему социальные сети ополчились на матерей?

#СоциуМЫ
29 января 2018. 09:32

Она считает, что весь мир ей что-то должен; всем подряд она будет жаловаться на недосып и отсутствие личного времени, акцентируя внимание на своем героизме: «все ради ребенка», «отдаю лучшие годы». Часто это усугубляется необразованностью, помноженной на бестактность. Одного этого описания достаточно, чтобы понять, кто она.

Вот уже пару лет в социальных сетях плодятся и набирают популярность тематические сообщества, осуждающие и высмеивающие условный женский типаж, получивший название «яжемать».

Яжемать вызывает недовольство и негодование прежде всего своим эгоцентричным поведением: она игнорирует очереди, выпрашивает скидки, требует безвозмездного оказания услуг от посторонних людей, мотивируя это лишь фактом материнства. А тому, кто сделает замечание ей или ее драгоценному ребенку, — непременно не поздоровится.

Не хайпа ради, а пользы для

Основу контента этих сообществ составляют скриншоты переписок и фото из соцсетей, демонстрирующие неадекватность, фанатичность и недальновидность женщин в ситуациях, так или иначе связанных с материнством, а так же личные истории «потерпевших».

Изначально такие сообщества преследовали благородную цель: обратить внимание пользователей интернета на острую социальную проблему —наличие в нашем обществе людей, которые, став родителями, не могут должным образом воспитать и/или материально обеспечить своих детей. Трагедия заключается в том, что от этого страдают как дети (которые, стоит признать, действительно ни в чем не виноваты), так и посторонние люди.

Вместо пользы — горы мемасиков 

Интернет — интерактивная площадка. Поэтому пользователи соцсетей активно участвуют в создании контента на волнующие темы, и наиболее удачные творения мгновенно разлетаются по сети и становятся мемами.

Как известно, современные взгляды на положение женщины в обществе больше не предполагают роль матери и хранительницы очага в качестве сакрального предназначения, поэтому молодежь, предсказуемо подхватывающая прогрессивные веяния, особенно остро отреагировала на проблему «яжематерей». А ведь наиболее активная аудитория, скажем, соцсети Вконтакте (согласно официальной статистике) как раз представлена молодыми людьми и девушками в возрасте от 18 до 24 лет.

Здесь-то и кроется корень зла. Молниеносно завоевавшие популярность сообщества нуждаются в постоянном пополнении контента: новизна, скандальность и интересная подача — вот его главные критерии.

Такой контент проще создать с нуля, чем выискивать на просторах интернета. Так появляются псевдопереписки, постановочные фото и видео, истории формата «шел я как-то по улице…». Это изобилие создает эффект вездесущности — будто нечто вопиющее происходит на каждом шагу. Так образ «яжематери» становится все более материальным.

Рождение стереотипа

Раз это происходит на каждом шагу — значит, «яжематери» повсюду. А может, ваша соседка или одноклассница — тоже из ЭТИХ? Ждать подвоха от любой беременной женщины, зашедшей в автобус, и мамы с коляской в супермаркете — теперь это кажется естественным. В шапке профиля «мамского блога» в Instagram нередко можно увидеть самоироничное «яжемать».

Если раньше это клеймо получали лишь обладательницы вполне определенных и ярко выраженных негативных качеств, то теперь сам факт материнства может оказаться поводом для подозрений. Стереотип не только прижился, но и ощутимо мутировал.

Хайповый пузырь когда-нибудь лопнет 

К счастью, любой вредный стереотип рано или поздно себя изживает. Учитывая то, как быстро веяния сменяют друг друга, можно ожидать, что хайп скоропостижно отхлынет, когда иссякнет фантазия контент-мейкеров.

Впрочем, на смену «яжематери» обязательно придет новый антигерой.

АННА КИРИЧЕНКО 

комментарии