Фильм «DEPECHE MODE: 101» — что посмотреть на Beat Film Festival 2018

#Мир
27 сентября 2018. 10:12

C 4 по 7 октября в Нижнем Новгороде состоится международный фестиваль документальных фильмов о музыке и современной культуре Beat Weekend. Программа состоит из 6 главных фильмов московского Beat Film Festival. Это ровно шесть причин, чтобы провести холодный октябрьский вечер в зале кинотеатра «Орленок», и об одной из них мы расскажем поподробнее.

Фильм «DEPECHE MODE: 101» 

Легендарный концерт

18 июня 1988 года на стадионе Роуз Боул в Пасадене, произошел легендарный 101-й концерт Depeche Mode — апофеоз мирового турне группы в поддержку своего нового альбома «Music for the Masses», окончательно закрепившего «депешей» на территории США, и сделавшей из молодой ультрапопулярной группы единомышленников классиков электронной сцены.

Солист Дейв Гаан признавался, что выйдя тогда к восьмидесяти пяти тысячной толпе фанатов, подпевающей и танцующей вместе с ним, не смог найти слов, чтобы описать увиденное: «Я почувствовал, что это финал. Идти больше некуда» — вспоминал он позднее — «Что нам теперь делать? Мы почти достигли цели».

Концертный альбом Depeche Mode «101» — слушаем и наслаждаемся 

«Music for the Masses»

Название «Music for the Masses», которое стало пророческим, изначально должно было быть лишь шуткой — Мартин Гор, автор почти всех самых знаковых песен группы, придумал его в начале своей работы над новым альбомом. В то время парни из Эссекса были все еще аутсайдерами поп-сцены, а их музыка казалась далекой от мейнстрима.

Альбом вышел очень вовремя, а в 1987 году британские продюсеры наводнили международный рынок и радиостанции счастливыми поп-песнями Рика Эстли и Кайли Миноуг, которые звучали как пародия на Modern Talking. Порой трудно было отличить их друг от друга — вот она, настоящая массовая музыка тех лет. По сравнению с ними Depeche Mode звучали серьезно и по-взрослому.

В тогда новом, шестом по счету, альбоме уже не было той тревожности и мрачности, которая присутствовала на их прошлой студийной пластинке «Black Celebration», или смелости в выборе тем, как в еще более раннем «Some Great Reward».

Зато в процессе его написания участниками группы было впервые использовано звучание живых гитар — после долгих экспериментов с семплированием, Depeche Mode нарушает одно из важнейших правил для электронщиков той эпохи, тем самым открывая новые возможности звука для всего направления.

Позже к гитарам прибавятся живые барабаны, и даже настоящий госпел хор на бэк-вокале, но уже тогда этот шаг говорил о коллективе не просто как о поймавшей волну временной популярности группе, а как о вдумчивых исследователях, которые пришли в мир музыки, чтобы остаться в нем надолго.

 

Люди, оставшиеся за «кадром»

Было бы неправдой сказать, что масштаб популярности Depeche Mode — всецело лишь заслуга четырех ее участников. Первое, что сразу может прийти на ум — влияние визуального художника Антона Корбейна, сотрудничавшего с Metallica, Nirvana, и Джонни Кэшом, а в 80-х начавшего работать с «вестниками».
Для их нового альбома он создал потрясающее видео в духе итальянского неореализма, подкрепляя музыкальные размышления об «эросе и танатосе», визуальными образами роковых женщин, позирующих сквозь зернистый мрак на диванах парижских отелей.

Именно такими — вдумчивыми и тонко чувствующими, а не беззаботными и забавно двигающимися в «маминых свитерах» под «Just can’t get enough», увидели «вестников моды» фанаты из Праги, Будапешта, Восточного Берлина и, конечно же, Америки, во время концертного тура 1988 года.

«Я почувствовал, что это финал. Идти больше некуда»

«Depeche Mode: 101» — дело рук компании американского кинорежиссера Донна Алана Пеннебейкера — автора культовых фильмов о Бобе Диллане, и об альтер-эго Дэвида Боуи Зигги Стардасте.

Его фильм о финальном 101-м концерте — это не просто концертное видео, и не просто история о жизни группы в турне с кадрами саундчеков перед выступлениями, дорожными приключениями, рассказами об отношениях между участниками, и их личной жизни вне друг друга.

Режиссер картины запечатлел в пленке «эпоху 80-х» на самом ее излете. Две главные музыкальные приметы времени — синти —поп и постпанк — воплощаются здесь в образе группы из четырех юных англичан, которые росли рядом друг с другом и вместе же изучали огромный мир звуков, пройдя путь от магнитофонов в подвале родительского дома до гигантских стадионов, разрываемых криками фанатов, скандирующих их имена под рев синтезаторов и драм-машин.

Лента доказывает зрителю две важных вещи: мощность Depeche Mode как концертной группы, сумевшей осилить турне из 101 концерта, и безумную популярность коллектива у фанатов: во время исполнения песни «Never Let Me Down» Дейв Гаан спонтанно призвал зрителей махать руками туда-сюда.

«Со сцены это выглядит просто невероятно» — вспоминал Мартин Гор — «Можно увидеть всех разом, от самого первого ряда и до последнего: все они двигались в унисон. Похоже на поле пшеницы, на ветру или что-то типа того». С тех пор волна рук стала ритуалом, завершающим каждый концерт группы.

Впоследствии сам Пеннебайкер вспоминал: «Они пришли туда ради этой группы. Не у каждого такое получится. У меня было чувство, что на свете нет другой группы, ради которой они так соберутся, и это заставило меня воспринимать аудиторию достаточно серьезно».

Премьера фильма о концерте состоялась в феврале 1989 года. За несколько месяцев до этого английская группа U2 выпустила фильм со своих американских гастролей под названием «Rattle and Hum», который не оправдал ожиданий — по мнению большинства, U2 были представлены в фильме, как недосягаемые небожители. В фильме о Depeche Mode все было иначе, и фанатом группы в нем уделено особое внимание.

Второй лейтмотив картины — история приключений небольшой группы фанатов Depeche Mode, вытянувших «счастливый билет», и следующих на арендованном автобусе по пятам концертного путешествия своих кумиров, чтобы в итоге воссоединиться с ними на одном из самых эпохальных событий десятилетия, а возможно даже и всей их жизни.

Почему Depeche Mode 101 стоит смотреть?

Перед нами кино без фальши и цензурного монтажа. Почитатели группы напиваются, любят друг друга, портят номера придорожных отелей, спорят о сущности массового искусства и об истинном значении моды в жизни человека. Depeche Mode — это именно то, что объединяет здесь и сейчас очень непохожих друг на друга людей: развязного, вечно пьяного панка, спокойного рассудительного парикмахера, и будущего известного электронного музыканта Оливера «Horrorist» Чеслера — взъерошенного подростка, произнесшего в фильме каламбур «guns and poseurs».

Их кумиры — практически ровесники своим фанатам — ведут себя так, как и подобает молодым людям, занимающимся любимым делом, но на которых неожиданно обрушилась практически мировая слава. Дейв искренне смеется, играя в пейнтбол, матерится со сцены на неожиданно отказавший микрофон, и сцепляется с сотрудником из группы технического обеспечения.

Алан увлеченно рассказывает о принципах работы своих синтезаторов и лукаво улыбается, пока дает интервью. Мартин с интересом изучает стенд с кантри музыкой в провинциальном магазине и смущенно опускает глаза, облачаясь в свой БДСМ костюм перед выходом к многотысячной аудитории. Эндрю смешно хлопает в ладоши и танцует невпопад, думая, что его никто не видит.

Затяжные депрессии, алкогольная зависимость и героиновая кома — кризисы, которые группе в итоге все же удастся преодолеть, еще впереди. А сегодня, 18 июня 1988 года, на бейсбольном стадионе в Пасадене — восхождение к славе, пронизывающий голос, звуки синтезаторов и тысячи рук над головами.

Перед нами кино о музыке и о тех, кто ей живет. О тех, кто ее продает, и кто ее покупает. О тех, кто ее создает, кто помогает ей стать услышанной и тех, кто ее никогда не забудет.

АЛЕКСЕЙ СТАРКОВ

комментарии