Философия улиц: о чем говорят стены (часть 1)

#Люди
18 сентября 2019. 12:03

В Нижнем Новгороде с 6 по 9 июня официально проходил фестиваль стрит-арт-культуры «Место». Мы предлагаем вам погрузиться в художественные произведения стрит-арта и понять их через призму мировоззрения художников и столкновения сознаний о деформации окружающего нас мира.

Никита Nomerz, Нижний Новгород. Организатор фестиваля «Место»

Никита Nomerz

Зарождение любви к стрит-арту

— Все началось в школьные годы с друзьями. Стрит-арт был для нас субкультурным хобби. Нас скорее приманивал процесс, нежели результат. Мы не занимались какими-то вандальными акциями или изображениями на поездах — меня всегда интересовали полноценные работы. Страсть к рисованию проявилась в штрихах на бумаге за школьной партой, а с начавшейся волной хип-хопа можно было увидеть граффити в клипах и журналах. Это оказалось чем-то новым и свежим — мы наблюдали и вдохновлялись. На первые сбережения покупали дешевые баллоны. Культура стала развиваться: появлялась хорошая краска — мы создавали стена за стеной, делали совместные продакшены с друзьями. Моей основой тогда были различные персонажи, мультяшные и фотореалистичные герои.

Примерно в 2008 году произошел переломный момент, когда это субкультурное хобби перешло в уличное искусство: трафареты, стикеры, постеры — классическое направление в стрит-арте. Появилось желание создавать идейные вещи, внедрять их в городскую среду. Также стрит-арт повлиял и на нашу командную связь. Граффити — это и компания, и процесс; в стрит-арте же больше личных идей и концепций, тяжелее быть с кем-то в коллаборации. Возможно, отчасти это эгоизм, возможно — устоявшиеся взгляды и позиция.

Взгляд на улицы

— Думаю, многие художники воспринимают городскую среду не только как место, являющееся путём от дома до работы, от парка до заведения, но и как полотна, которые ждут тебя. Ты примечаешь стенки, места, локации, выглядываешь замысловатые подворотни, записываешь адреса. Сейчас, как для организатора, эти аспекты для меня более существенны: я ищу места не только для себя, но и для других художников, учитывая их стили и подходы. Хорошо, что существует масса приложений, в которых удобно все фиксировать, рассматривать панораму. В итоге собираются целые архивы, которые нужны не только мне, как автору, но и как организатору фестиваля.

Легальные фестивальные проекты или партизанский стрит-арт

— Мне кажется, оба направления должны развиваться: и фестивальные активности, и партизанский стрит-арт. Важны не ярлыки, а сами работы, ценность произведений, нежели добавка «легально», «нелегально». И там, и там бывают неудачные случаи, но создаются и сильные работы. Основные отличия вот в чем: нелегальные работы — это полная свобода, и вся ответственность — на авторе. Фестивальные же проекты имеют за собой процедуру согласования и поддержку организаторов. Бывают сложности в одобрении остросоциальных работ, которые рассказывают о какой-либо непростой теме. У меня как у художника не возникает проблем с этим, и я делаю то, что хочу. Если какой-то фестиваль мне ставит ограничения — я просто не участвую.
Поэтому как организатор я стараюсь не ограничивать участников: каждый работает в своих уникальных стилях. Мы привозим совершенно разных авторов с разными подходами и техниками.

Есть ли у тебя какие ритуалы, мыслительные наставления перед началом работы?

— Какого-то специального обряда нет, все в стандартном режиме. Подбираю место, рисую эскиз, или наоборот — рождается эскиз и под него нахожу место. Я не рисую спонтанно. Эскиз для меня самое сложное, работать со стеной уже легче. Как с производством кино — говорят, что фильм готов, когда написан сценарий и сделана раскадровка. Здесь так же.

Что отражается в работах

— Искусство вообще интересно тем, что оно разное: у каждого художника свой подход. Кто-то делает «лобовые» работы, поднимая конкретную проблему, кто-то работает с абстракциями, и зритель воспринимает произведение эстетически, у кого-то работа отражает внутренние ощущения. На мой взгляд, стрит-арт не обязательно содержит протестную составляющую, как принято думать.

Несмотря на то, что я вкладываю разные идеи и сюжеты в свои работы, в них большую роль играет эстетика. Не хочу, чтобы зритель замыкался на одном смысле — я открыт для разных интерпретаций.

Часть работ — абстрактные, пусть в них и присутствует фигуратив, персонажи. Они могут прочитываться с разных сторон.

Последние годы я создаю серию «Части целого»: образы в них разбиты на отдельные фрагменты, детали, но представляют собой единое целое. Это связано с моим представлением о человеке, который не может быть монолитным, он, как пазл, состоит из различных жизненных событий, прочитанных книг, встретившихся людей. Изначально была идея делать каждую новую работу некой иллюстрацией, строго взаимосвязанной с предыдущей и будущей. Сейчас это делать сложнее, потому что в работы вносится всё больше абстракций, мое мировоззрение расширяется, что отражается и на творчестве. Однако проследить путь героя, который взаимодействует с элементами, символами, предметами, можно. К тому же работы можно смешивать и вращать, как калейдоскоп — и каждый раз это будет новая история.

Команда «Крепкий палец», Омск.

Команда «Крепкий палец»

Путь в стрит-арт

— Граффити, в классическом его понимании — когда идешь с баллончиком и пишешь свое имя — мы никогда не занимались. Начали заниматься этим творчеством из любви к рисованию, работали с изображениями фотографий, иллюстраций. Одно дело, когда у тебя кружок нарисован на листе А4 — это воздействует на тебя определенным образом, другое — когда этот же кружок нарисован на фасаде пятиэтажного дома. Было интересно ощутить это.

Отличие Нижнего Новгорода от родного города

— Первое отличие в том, что Омск — равнинный, степной город, у нас нет такого понятия, как пойти вверх-вниз по улице. Ландшафт Нижнего впечатляет. Есть такие места, где сверху можно увидеть крыши домов целого района — для нас это созерцательное наслаждение. Есть схожесть в обширных реках, что придает ощущение своего, родного. В целом, Нижний — город с приятной атмосферой, напоминающей о доме.

Особенность и суть работ

— Нам нравится экспериментировать с формой и цветом, стараемся работать на простых цветовых пятнах и воздействовать общим визуальным эффектом. У нас достаточно «простозначные» рисунки и практически отсутствует кропотливая детализация. Нам интересно исследовать мир воображения и рисовать какие-то сюжеты, которые отвлекают тебя от реальной жизни, на грани фантазии погружают в другой мир.

Что бы вы хотели передать будущему поколению своими рисункам?

— Чтобы они не боялись делать простые работы. Часто кто-то думает: «я должен делать что-то суперсложное, тогда буду крутым». Но это совсем необязательно.

Юрий Аверин, Красноярск.

Юрий Аверин

Чем привлекателен Нижний Новгород

— Красноярск намного моложе, а Нижний более развит в плане культуры. Мне нравится старая архитектура вашего города, насыщенность зеленью.

Что касается культуры стрит-арта, то здесь довольно много разноплановых художников, которые не зациклены на традиционных направлениях классического граффити-вандализма, много ребят, которые взаимодействуют с пространством, делают различные инсталляции.

Ритуалы перед работой

— Когда я занимался вандализмом, то рисовал неосознанно и зачастую фристайлом. Нередко был недоволен своими работами, из-за чего ощущал дискомфорт. Наступил момент, когда осознал, что каждый день может быть последним. И если я оставлю на стене грязную работу, то мои друзья, дети будут криво смотреть на мой вклад в творчество, на мои рисунки, которыми я просто развлекался.

Все пришло к тому, что сейчас не выхожу рисовать спонтанно, сначала прорабатываю эскиз. Я должен выпустить личность в свет, как будто бы родить ребенка. В этом и заключается мой ритуал.

Замысел в работах

— На практике видно, как каждый зритель видит абсолютно разный смысл. Это зависит от того, на каком уровне сознания он находится и какая у человека подготовка. А некоторые даже без подготовки могут рассказать о работе намного больше, чем я в нее вкладывал.

Меня интересует передача гармонии, баланса, равновесии и чистоты. Сейчас я занимаюсь геометрической абстракцией и делаю суперминималистические композиции. Вокруг много информации — передоз. Простыми символами, комбинациями пытаюсь изобразить некий смысл: чтобы человек видел другую грань, чтобы при этом он расслабился и сдвинул свою парадигму, чтобы он заметил нечто другое, с чем ежедневно не соприкасается.

В этом есть отголосок какой-то из религий?

— Нет, хоть я и изучал различные религии и вижу, как в жизни и на практике они работают. Когда я занимался вандализмом, то нес много деструктивных моментов, а они действовали как разрушающие импульсы. Искусство не имеет четкой парадигмы — что оно должно быть сакральным, добрым или злым, детализированным. Оно может быть разным. Для себя я выбрал путь определенного преображения.

Ценность стрит-арта для будущего поколения

— Один из посылов, который я бы хотел передать будущему поколению — это необходимость серьезного и глубокого подхода, постоянной и ежедневной работы, чтобы не было поверхностного знания вместо глубокого собственного интереса.

Продолжение следует…

АНТОН КАЛИНИН
БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА
КОРРЕКТОР: ДАРЬЯ ГАПОН

 

комментарии