Истинное искусство фотографии — передать чувство давно ушедшего времени

#Город
28 февраля 2019. 11:47

«В прошлом веке процесс получения фотографии был довольно трудоемким, сейчас же искусство фотографии стало массовым. Стирается грань между настоящим и прикладным искусством. Уровень фотографии принижается», — говорит директор музея Тарасова Вера Михайловна.

Мы решили увидеть настоящее искусство фотосъемки своими глазами и посетили Русский музей фотографии.

Русский музей фотографии основан в 1992 году и в настоящий момент имеет статус государственного

История музея

«Он [фото-павильон] занимал весь второй этаж каменного белого дома… Все стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего Новгорода. Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Эта витрина была очень популярна, около нее всегда толпились зрители. Здесь можно было видеть фотографии А. М. Горького с Ф. И. Шаляпиным, В. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, других деятелей культуры и искусства», — из воспоминаний известного художника Ф. Богородского.

Часть исторической экспозиции, представленной в музее

В фондах музея насчитывается уже более 207 тысяч произведений. Это дагерротипы, негативы, стереонегативы, позитивы, стереопозитивы, открытки, фотокамеры, фотоувеличители, фотоальбомы, медали, письма, личные вещи известных фотографов, датируемые с 70-х годов XIX века и вплоть до сегодняшнего дня.

На первом этаже музея располагается историческая выставка. Здесь представлены не только фотографии А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, но и их современников. На фотографиях показано, как выглядел Нижний Новгород на рубеже XIX–XX веков, с его улицами, площадями, церквями, не все из которых, к сожалению, дошли до наших дней.

Гостям музея представлены самые первые деревянные камеры ящичного типа. Порой даже не верится, что такие фотокамеры действительно когда-то существовали, ведь мы привыкли видеть небольшие фотоаппараты, которые весят несколько сотен граммов.

Деревянная складная фотокамера, для съемки заряжается пластинами. Конец XIX — начало XX века

На втором этаже музея в данный момент проводятся выставки фотографов, а третий этаж закрыт на реконструкцию.

«От камеры-обскуры до наших дней»

В экспозиции показана история развития фотографии в необычном ключе: это классические и альтернативные техники съемки и фотопечати, изобретенные как в далеком прошлом, так и совсем недавно.

На выставке вы можете познакомиться с фотографиями, созданными при помощи таких фотографических аппаратов и техник как:

Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, изначально использовавшийся для изготовления копий чертежей и документов. Фотографии, выполненные при помощи этой техники, выглядят старыми, потертыми и напоминают кадры из фильмов ужасов.

Фотография, выполненная при помощи цианотипии

Пинхол (от англ. — «булавочное отверстие») — фотоаппарат без объектива, роль которого выполняет маленькое отверстие. Фотографии, полученные данным способом, определенно, имеют свое очарование. Некоторая размытость и небольшие искажения — все это работает на создание определенного образа, настраивает зрителя на особое прочтение.

Фотографии выполнены камерой пинхол

Гумойл (гуммимаслянная печать) — способ получения фотографии с помощью солей хрома, камеди и масляных красок. Работы, выполненные в этой технике, уникальны. Как правило, сделать копию невозможно.

Фотографии, полученные при помощи гуммимаслянной печати

«Городецкие купели»

Выставка — рассказ про жителей русской глубинки, живущих на берегу одной из великих рек России.

Проект посвящен теме детства, той беззаботной поре жизни, когда все летнее время проводишь с друзьями, купаясь на Волге или в городецких озерах.

Посетители выставки невольно улыбаются, глядя на фотографии: видимо, сильны еще эти светлые воспоминания. Экспозиция окунает зрителя в ту атмосферу, когда жизнь кажется наполненной приключениями, а мир вокруг — такой добрый и огромный.

Фотографии в этой экспозиции выполнены при помощи инфракрасной камеры. Инфракрасные лучи помогают фотографу показать то, что не увидеть невооруженным глазом.

«Тбилисские мотивы в творчестве Александра Саакова»

Основную часть экспозиции представляют фотографии второй половины XX века, созданные фотографом Александром Сааковым в его родном Тбилиси. Долгие годы он снимал тбилисские улицы и их чудаковатых и смешных персонажей.

«В поисках своих персонажей он исходил город вдоль и поперек. Не осталось, наверное, ни одного подвала и чердака куда не ступала его нога», — пишет о работе фотографа его друг Арам Баблоян.

В фотографиях Саакова оживает история: улицы, люди. Глядя на снимки, как будто окунаешься в атмосферу старого Тифлиса. Эти черно-белые фото передают нам зрительный образ города, его ароматы и звуки и то пронзительное чувство ушедшего времени, которое можно передать только при помощи искусства фотографии.

Помимо фотокарточек жителей города, на выставке представлены снимки Владимира Высоцкого и Аллы Борисовны Пугачевой в молодости.

В первый понедельник каждого месяца все желающие могут посетить музей бесплатно.

 

АННА САФОНОВА
ФОТО: СНЕЖАННА ЕГОРОВА 

комментарии