Истории Кати Гущиной: как подружиться с ЧОП «Цербер», Ираном и лавинами

#Люди
3 мая 2018. 09:11

Если вы связаны с Нижним Новгородом или московской «Вышкой», любите «Циферблат», хороший кофе и поезда, то наверняка слышали про Катю Гущину. Если это так, предлагаем вам познакомиться с этой удивительной девушкой поближе, а если нет — рассказываем, почему давно пора загуглить это имя.


«Катерина Пончиковна», как она именует себя в Instagram, — молодой талантливый иллюстратор, создатель алкогольной карты Китай-Города, многочисленных скетчей и соавтор телеграм-канала о кофе. Это её работы вы могли видеть в газете Seledka и соц. сетях Димы Четыре. И именно она — автор книг «Сумасшедший год. Как я нашла работу, построила большие планы, забила на все и каталась по миру» и «Москва-Владивосток».

Как раз на презентации последней нам удалось пообщаться с Катей и узнать, что на Транссибирском экспрессе она никогда не ездила, зато не раз бывала на Кавказе.

Ты много путешествуешь, можешь рассказать, когда начались твои самостоятельные поездки и сколько стран/городов удалось посетить в таком формате?

— Мне все-таки нравится говорить, что все началось с поездов. Класса с третьего я занималась спортивно-бальными танцами в доме детского творчества на Ильинке. На мою категорию в Нижнем редко проводились соревнования, поэтому часто мы старшей группой клуба (кажется, он назывался «Браво») выезжали куда-то. В Москву, например, но чаще — в Казань и почему-то в Ижевск. Это были мои первые путешествия плацкартом (до этого всегда было купе с родителями, когда мы ехали в столицу, чтобы вылетать оттуда, например, в Барселону — можно сказать, что там прошло мое детство).

Такими были первые самостоятельные поездки (я говорю самостоятельные, потому что по большей части мы были предоставлены самим себе — сам найди еду, поешь, умойся, оденься, распечатай и заламинируй номер для выступления, зарегистрируйся, заплати взнос — по сути, тренер лишь делала нам прически, красила и поругивала после выступлений. Хотя все-таки нет, Ирина Львовна — восхитительная женщина, и без этих поездок все сложилось бы по-другому).

Я отчетливо помню тот момент, когда решила как-то это документировать. Мне было лет 11, мы ехали на такси в гостиницу в Ижевске, и я жадно смотрела вокруг, стараясь запомнить все необычное. Тогда я задумала создать блог с фотографиями и историями.

Блог у меня появился, но позже — когда я поехала учиться в Англию. В тот момент я быстренько поняла, что фотографии Лондона, кэбов и стаканчиков «старбакс» будут весьма популярны. Тогда был расцвет субкультуры «ванилек», и я была самой настоящей ее представительницей хотя бы потому, что футболка «ай лав Лондон» у меня была именно оттуда.

Помнится, еще мой пост из Оксфорда, где снимали Гарри Поттера, получил какое-то огромное количество просмотров и комментариев. Блог я вела ровно до первой учебной недели в университете в Москве — перестало хватать времени. Спустя какое-то время его скрыла, так что сейчас нужно очень серьезно постараться, чтобы найти мои фотографии у Вестминстерского аббатства.

Потом я продолжала ездить в Нижний и рисовать — уже по долгу учебы. Пока делалась «Москва-Владивосток», путешествовала с родителями вокруг Золотого кольца. Называла это экспедициями #впоискахнадеждыбабкиной. Моталась в Испанию, в Болонью — учиться. Ещё в Красноярск — читать лекции. А потом случилось то, что перевернуло все. Случился Иран.

В «Вышке» есть школа культурологии. Каждую весну они отправляются куда-то на юг на практику. И в том году они решились на вещь совершенно небывалую и невообразимую — на машинах через Грузию и Армению добраться до Ирана. При том, что персидский знал лишь один человек из всей группы. Они искали иллюстратора, и один из моих бывших преподавателей, на чьих парах я спала или рисовала «Москву-Владивосток», посоветовал меня.

 

Еще в этом году я успела побывать на Эльбрусе, тоже в качестве иллюстратора экспедиции. Это был проект Silamedia, анкету которого я нашла, два часа листая от скуки «Фейсбук» (больше никогда не буду себя за это корить). То же самое было и с поездкой в Псковскую область от фонда «Общественное мнение». Так что не обязательно учиться в ВШЭ, чтобы ездить и рисовать.

Как ты решилась поехать в экспедиции в Иран и на Эльбрус? Опиши эмоции в моменты принятия решений.

— Моя любимая история по поводу Ирана звучит так. Я примерно догадывалась, что могу попасть в экспедицию культурологов на Кавказ. Тем не менее, звонок помощника руководителя группы был для меня полной неожиданностью. Когда Саша подтвердил, что поеду с ними, я поблагодарила, положила трубку, повернулась к родителям и выдала:

— Мам, пап, я еду в Ирак.

Для человека, путавшего Иран с Ираком, был простителен страх. И тут есть смешной момент: меня очень отговаривали друзья, а родители активно поддерживали, повторяя, что такой шанс выпадает раз в жизни.

Тяжелая ситуация в личной жизни, ступор в университетских проектах и желание бросить все и укатить перевесили. Потом в своей первой книге я описывала, насколько тяжело мне далось это решение, учитывая тот факт, что прощания перед отъездом на Кавказ походили на прощания навсегда.

Ровно наоборот случилось в следующем году, когда тем же составом мы с культурологами поехали в Дагестан. Родители отговаривали, друзья поддерживали, а я в итоге вернулась живой, с сильнейшей простудой и неготовым дипломом за десять дней до сдачи.

Из экспедиций-переживаний стоит отметить еще эльбрусскую экспедицию этого года. Журналисты, иллюстратор и фотограф отправились туда чуть ли не в самый активный сезон схода лавин. А это очень страшно. Но был и смешной момент. Мы узнали, что водитель, который вез нас из Нальчика в Приэльбрусье, оказался «лавинщиком» — человеком, который сбивает лавины. Когда мы поближе познакомились с его бригадой, то сразу же успокоились — это очень серьезные люди, хорошо знающие и выполняющие свое дело. Плюс, о сходе лавин всегда предупреждали — и перекрывали дороги. Хотя слышать взрыв пушки, сбивающей снег, все равно очень страшно.

Среди мест, которые ты посетила, есть локации, которые были в мечтах/списке «ту визит»? Или всё скорее спонтанные истории?

— Такое случилось, например, в Пскове. Причем это не было моим желанием. Перед самым моим отъездом мне позвонила бабушка и попросила съездить в ее родную деревню под Псковом и попробовать найти ее дом! До этого я была категорически уверена, что она из Новосибирска. Оказалось — нет, в ее три года, когда началась война, семью эвакуировали из «Опочки» в Сибирь.
А так в основном все происходит спонтанно, хотя в Барселону хочется возвращаться и возвращаться.

А сейчас есть какие-нибудь точки на карте, где непременно хотелось бы побывать?

— Во-первых, конечно, это Владивосток. Но только в рамках большого ЖД-путешествия из Москвы, чтобы выходить и гулять в каждом крупном городе.
Во-вторых, хочу в Арктику, и совершенно не могу объяснить почему. Помню, месяц назад в Питере ходила по музею Арктики и Антарктики и наткнулась на выставку художницы, которая там была. Вот честно — я нарисую лучше, вы только возьмите меня туда!

Можешь поделиться самыми яркими воспоминаниями/историями, связанными с железной дорогой?

— Обычно о таком я рассказываю у себя в «нефирменных поездах». потому что ну казалось бы — куда я обычно на поезде езжу? Из Нижнего в Москву, из Москвы в Нижний. Что за 400 километров в пути может произойти? Как оказалось — многое.

Можно встретить как командировочных высокого ранга, которые пропивают свои, простите за повтор, командировочные в баре «Стрижа», хвастаясь часами и мешая «чижика» из водки с соком.

Можно встретить командировочных невысокого ранга, которые везут в нагрудных кармашках биткоины.

Можно подружиться с бариста на вокзале Владимира, чтобы во время долгих стоянок сайгаком через пути бегать к ним за кофе.

Еще — прокатиться на «Восточном экспрессе» единственным пассажиром в СВ 30-го декабря. Или организовать бар «У титана», наладить контакты с ЧОП «Цербер» и передавать приветы в никуда в Гороховце.

Ты много рассказывала о переживаниях, связанных с работой «Москва-Владивосток», и о забавной хронологии твоих изданий. А как вообще появилось желание выпустить книгу?

— Я верю в то, что история существует, только если есть слушатель. С «Москвой-Владивостоком» все было ужасно долго и занудно — я не искала издателей (может быть, потому что не знала, как это делается). Жила и переживала, что про это иллюстрированное путешествие будут знать только мой куратор, одногруппницы и те тысячи людей, которые репостили картинки, не зная, что я их автор.

А потом издательство нашлось, дошло до контракта, деньги отличные, но прилетела просьба: «А можно алкоголь и карточные игры убрать из повествования?». Ого, думаю, таким ходом полкниги выкинуть можно. Разошлись с ними, в общем.

А потом написали ребята из «Комильфо». С ними все и сложилось (за исключением того, что обложку я делала два года, а потом из нее чуть не сфотошопили красно-черное подобие «Архипелага Гулаг»).

Даже предложили мне: «А давай ты наш логотип на обложке на бутылку водки врисуешь». Так и вышло.

Еще было издательство, кажется, «Медленные книги». Пишут: «Давайте вас издадим». Отвечаю: «Давайте»! Проходит месяц: «Какие условия»? Я спрашиваю в ответ: «А у вас какие»? И они замолчали. Совсем. Хотя, может, я мало подождала.

Выработались ли у тебя какие-то правила для путешествий? Вроде списка того, что обязательно нужно делать/не делать или брать/не брать?

— Всегда бери с собой штопор! Ну невозможно же каждый раз на месте покупать.

А еще я по себе знаю, что совсем загнусь, если не буду рисовать. Я так сдала иранский дневник — огромный объем, потом аж болела рука.

Однажды решила ничего из рисования не брать с собой на отдых. Уехала в Барселону: хожу, грустно, скучно. Пришлось на месте покупать материалы и блокнот. А теперь это — традиция, я из каждой поездки привожу по скетчбуку.

Что можешь посоветовать тем, кто хочет, но боится путешествовать в «неклассическом» варианте?

— Для начала попробовать заменить отели на airbnb. Я так один раз сняла комнату в Кёльне, а мне достался целый дом с верандой, на которой пели птицы по утрам.

Хороший вариант — поехать не отдыхать, а учиться. Таким образом я ездила в Болонью постигать скетчинг — и посмотрела на этот город совершенно с другого ракурса.

А вообще даже в родных местах всегда можно найти что-то невероятное. Например, мой друг Дима 4 водит прогулки по улицам, где ходим каждый день, но в один момент сворачивает во дворы — и мы находим стрит-арт, интересное окно или необычную историю. Или можно в один момент просто взять с собой блокнот и ручку — тогда вы точно найдете что-то необыкновенное. Как раз на днях мы провели совместное мероприятие в формате «гуляй-рисуй» и, наверное, еще повторим такое.

АВТОР: @kova_liha

Через пару дней после презентации книги и общения с редакцией «ИЛИ» Катя отправилась в очередную экспедицию в Дагестан, а незадолго до — вернулась с Эльбруса. Скетчбук из недавнего путешествия уже можно найти на странице иллюстратора на Behance, а новый — точно не заставит себя ждать. Но тем, кто хочет увидеть самые первые зарисовки, советуем подписаться на Катин инстаграм — гарантированно ничего не пропустите!

БЕСЕДОВАЛА АЛИСА БИКЧЕНТАЕВА

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КАТИ ГУЩИНОЙ

комментарии

Новые события нижнего новгорода