Как капоэйра завоевала весь мир

#Мир
6 февраля 2019. 09:48

Капоэйра зародилась в тропических лесах Южной Америки, и изначально не имела ничего общего с боевыми искусствами. В XX веке, выйдя из тени бандитских группировок, ей понадобилось всего каких-то 50 лет, чтобы завоевать сердца бразильцев. После чего она обрела популярность по всему миру и добавила эффектности не одному голливудскому фильму от боевиков до фэнтези.

Искусство двух материков

В переводе с португальского «капоэйра» — клетка для кур, а также место, где их кормят. Однако достоверно этимология слова не известна. Хотя капоэйра считается бразильским национальным боевым искусством, её прародина — Африка. В XV веке, когда португальские конкистадоры прибыли на южноамериканский континент, им понадобилась дешёвая рабочая сила для освоения новых территорий. После неудачной попытки превратить в рабов свободолюбивые индейские племена, было решено перевезти людей из Африки. Вместе с тысячами невольников в устье Амазонки появилась игра, которая впоследствии стала боевым искусством и получила название «капоэйра». По разным версиям она могла произойти как от субкультуры национального африканского танца, так и от ритуального боевого танца «нголо».

На пляже Копакабана всегда много капоэйристов, песок — идеальная поверхность для них

Опасаясь бунта, конкистадоры не разрешали рабам практиковать боевые техники. Тогда африканцы замаскировали свои тренировки под ритуальные танцы. Некоторым новоиспеченным рабам удалось бежать в тропические леса, где они встретились с индейцами. Чтобы защищать свои свободные поселения и тем, и другим нередко приходилось прибегать к рукопашному бою. Беглые рабы и индейцы совместно придумали технику стремительных атак и подсечек. Так, из смешения двух культур появилась капоэйра.

После того как рабы получили свободу в 1888 году, основным занятием для них стали разбой и грабеж, а боевое искусство, которым они владели, превратилось в средство нападения. Долгое время слово «капоэйрист» было синонимом «преступника». В конце XIX века бразильский уголовный кодекс ввел запрет на занятия капоэйрой. Только смена национальной политики в 30-е годы XX века позволила местре Бимба открыть первую специализированную академию боевого искусства. Он придумал правило: тренироваться только в чистой белой одежде. Белые костюмы символизировали, что бойцы занимаются не разбоем, а искусством.

Местре — высший ранг в капоэйре, который завоевывается в бою. Мастера боевой техники путешествуют по всему миру, проводят семинары и создают новые школы. Благодаря этим людям сегодня капоэйристы имеют возможность заниматься практически в любой стране.

После того, как капоэйра перестала ассоциироваться с преступностью, ее признали национальным видом спорта в Бразилии, а в 2014 она получила статус культурного наследия ЮНЕСКО.

Школы капоэйра

В истории этого боевого искусства особое место заняли два имени: местре Бимба (Мануэль душ Реиш Мачаду), и местре Паштинья (Висенте Ферейра). Им принадлежит заслуга популяризации и систематизации техник боя, а также создания двух основных школ — Режиональ и Ангола.

Стиль Ангола учитывает ритуальный и игровой характер капоэйры, тогда как школа Режиональ ориентирована на боевые аспекты. Однако современные капоэйристы не противопоставляют две техники между собой и выступают вместе.

Совместная тренировка Ангола и Режиональ

Как звучит беримбау

Тренировки в рода (круг, где сражаются капоэйристы) всегда проходят под живую музыку. Капоэйра — не только поочередное исполнение определенных технических приемов, но и следование бойцов мелодии. Музыканты, в свою очередь, постоянно реагируют и подстраиваются под происходящее на ринге. Ритм — связующий аспект игры в капоэйра.

Рода

Главный инструмент в таком боевом оркестре — беримбау. Он напоминает лук с резонатором, а звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой. В руке, которая держит палочку, обычно находится небольшая погремушка кашиши́ в виде корзинки с жестким дном. Наравне с беримбау музыканты используют атабаку (традиционный африканский барабан) и пандейру (бубен). Это трио — неотъемлемая часть музыкального сопровождения боев.

Для исполнения комбинации звуков на беримбау используют небольшой плоский камень или монету

Искусство ударов ногами

Много внимания в капоэйре уделяется защите. Боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек. Такая техника позволяет вести практически бесконтактный бой и сохранять энергию. Любое движение в капоэйре должно идти по окружности, не прерываясь и не ломая траекторию дуги, независимо от того, будет это удар, перемещение или блок.

В отличие от традиционных видов единоборств, капоэйра предлагает в качестве защиты не блоки, а ловкость и уклонения от ударов или движений противника. Сделать это необходимо так, чтобы соперник не ожидал подвоха. Вкладывая всю силу в удар или захват оппонент должен провалиться в пустоту и потерять равновесие. В этот момент капоэйрист наносит удар.

В удары вкладывается вся энергия, без остатка

До середины ХХ века среди тех, кто практиковал капоэйру, не существовало деления на ранги. Мастерство бойца проверялось в обстановке реального боя. Впоследствии, когда капоэйра вышла из подполья и стала частью национальной культуры Бразилии, разделение спортсменов стало просто необходимым. Была разработана система кордау. Разноцветные пояса помогали отличать ранги бойцов. В настоящее время разные группы используют свои цвета поясов, а также технические требования. Общей остается лишь система рангов.

Белый, зеленый, желтый и синий, национальные цвета Бразилии, обязательно присутствуют в каждой системе кордау

Схватка на экране

Люди впечатляются характером капоэйры. Этот дух воспитывает, а не только культивирует физические навыки. Вдохновившись ритмами беримбау и зрелищными акробатическими трюками, режиссёры начали активно интегрировать капоэйру в свои фильмы.

После выхода в 1993 году боевика «Только сильнейшие», среди голливудских звезд началась настоящая капоэйромания. Местре Амен Сантоc, снявшийся в фильме — почетный президент федерации капоэйры в России. В странах СНГ интерес к этому боевому искусству появился после выхода киноленты.

Трейлер к фильму «Только сильнейшие»

«В поисках приключений» 1996 года (англ. The Quest) стал дебютом в режиссёрской карьере Жан-Клода Ван Дамма. Фильм порадовал зрителей разнообразием стилей боевых искусств: муай-тай, сумо, кунг-фу, капоэйра. Все сцены боя очень яркие и динамичные. К ним Ван Дамм, как сценарист и постановщик, отнесся с большим вниманием. Каждому спортсмену и тренеру он придумал форму и неповторимый стиль боя. На роль бразильского бойца был приглашен Сесара Карнейру, который уже успел сняться в ленте «Только сильнейшие».

В японском фильме Такаси Миике «Город потерянных душ» (2000 год) бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками.

Во многих картинах капоэйра не была представлена как отдельное боевое искусство. Постановщики боев часто используют ее наиболее эффектные движения и элементы в сочетании с другими техниками, как в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена».

Важное имя для капоэйры в кинематографе — Латиф Кроудер, американский актёр афро-бразильского происхождения, каскадер и мастер боевых искусств. С 6 лет он начал заниматься капоэйрой. Известен своей ролью колоритного бойца в фильме «Честь дракона», где сражался против банды бойцов муай-тай. Во время съемок схватки с главным героем Кроудер получил травму ахиллова сухожилия, из-за чего сцена была прервана и не закончена.

Злосчастная сцена в «Чести дракона»

В фильме «Теккен», снятому по одноименной серии игр, Латифу Кроудереру досталась роль Эдди Гордо, благодаря навыкам в области капоэйра и внешнему сходству с персонажем.
Кроудер сыграл бразильского бойца в фильме о смешанных единоборствах «Неоспоримый 3». Банальная идея подпольных боев интригует жизнью русских «зэков», хотя в касте нет ни одного российского актера.

Бой между бразильцем и Юрием Бойко

Короткометражка «Смертельная битва: Перерождение» рассказывает альтернативный вариант вселенной Mortal Kombat. Персонажа Барака в фильме сыграл Латиф Кроудер. Как и оригинальная игра, картина изобилует боевыми сценами, не последнее место в которых играют элементы капоэйры.

Барака в короткометражке — хирург, вжививший себе клинки в предплечья

Капоэйру используют не только для постановки боевиков. В серии фильмов «Шаг вперед» элементы боевого искусства применяются в танце.

Современный брейк-данс строится на технике и акробатике капоэйристов

Также этот вид искусства изучал английский актер Том Хиддлстон для роли Локи в фильме «Тор». Артист рассказал об этом во многих интервью и признался, что ему был полезен этот опыт, хотя пришлось не просто. В сериале Stargate SG-1 (Звёздные врата SG-1) инопланетная раса Джаффа используют капоэйра в боевых сценах.

История зарождения и развития боевого искусства упоминается в фильме «Пеле: Рождение легенды» (2016 год). По сюжету, знаменитый футболист использует капоэйру для «финтов» на поле и обмана соперников.

30 октября 2009 года в Бразилии состоялась премьера фильма «Besouro» («Жук»). Картина рассказывает историю мастера капоэйры Мануэла Энрике. Согласно легендам, он умел исчезать всякий раз, когда сталкивался с противниками, превосходящими его числом. Бытуют мифы о том, что Энрике имел сверхъестественные способности, мог уворачиваться от пуль и превращаться в жука. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры: создатели постарались отразить ее сложную философию.

ЕКАТЕРИНА БАЛЯБИНА

комментарии