Константин Маковский: «Картина, олицетворяющая подвиг русского народа»

2200

В мире каждый день создается множество картин, но не всем суждено стать великими произведениями, и лишь немногие художники считаются признанными эталонами мирового искусства. Художественное творчество имеет огромное количество жанров, находящих поклонников в разных концах планеты.

В Россию неоднократно приезжали выставки Пабло Пикассо или Сальвадора Дали, но при всем многообразии мирового изобразительного искусства русскому человеку по сердцу остаются произведения отечественных художников.

Человек, в какой бы стране он ни жил, привык созерцать картины, на которых изображены его природа, история его народа или портреты простых людей, которых можно увидеть на любой улице родной страны. Только по этой причине русский человек, посещая галереи, будет подолгу задерживаться перед картинами отечественных классиков и рассуждать о них, потому что именно эти художники нашли ключ к русскому духовному миру, изобразив его так, что, глядя на работы, хочется верить в искренность и правдивость изображенного.

Константин_Маковский

XIX век русской истории подарил нашей стране мировых художников: К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, К.И. Айвазовский, В.А. Тропинин и т.д., – но среди таких громких имен особняком стоит личность Константина Егоровича Маковского, создавшего масштабное полотно, посвященное освобождению Отечества от польских захватчиков – «Воззвание Минина к народу».

В конце 70-х годов XIX века Россия активно ведет русско-турецкую войну за освобождение славянских народов. В этот период влияние на Маковского оказывал круг художников, писателей и музыкантов, с которыми он поддерживал связь. Среди его окружения были Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.А. Балакирев, которые активно в своих разговорах «оживляли» русскую культуру во всем ее многообразии.

О возрождении «русского слова» заговорил и новый император Александр III. Он проводил политику, поддерживающую национальную идею в развитии живописи, литературы, науки и техники. Благодаря усилиям нового императора, время, на которое падает создание самых известных с малых лет исторических картин, ознаменовано оживлением в изучении русского народного быта и искусства.

В 80-90-х годах Маковский рисует ряд больших полотен на национальные сюжеты, где он в полном объеме воссоздает быт и одежду народа: «Боярский свадебный пир XVII столетия», «Поцелуйный обряд»,  «Смерть Иоанна Грозного». Но самая главная работа художника была еще впереди.

Активное развитие русской культуры не могло не сыграть на народном самосознании. На тот момент в истории России было два периода, которые показали не только силу и мощь, но и единство русского народа – это ополчение К. Минина и Д. Пожарского и Отечественная война против Наполеона. Но именно подвиг нижегородцев был ближе к простому народу.

Идея создания работы всей его жизни у художника зародилась еще в 70-х годах, потому что в XIX веке «воззвание» звучало по всей Европе: революция во Франции, национально-освободительная борьба славянских народов – всё это откладывалось в думах Маковского.

791111774

Только в 1891 году он решил вплотную заняться созданием картины. С этой целью он приезжает в Нижний Новгород. Он втягивается в атмосферу воспоминаний: тщательно изучает хронографы, летописи, рукописные своды. Посещает исторические места: Кремль с его извилистыми стенами, Ивановский съезд, где, по сути, и решалась судьба всей России.

Константин Егорович знакомится с нижегородским художником и фотографом А.О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших коллекций народного быта и культуры: иконы, национальные одежды, ларцы, кубки, антикварная утварь – все это Маковский максимально точно изобразил на картине, показывая патриотический порыв нижегородцев.

Свою масштабную работу Константин Егорович Маковский представил на Нижегородской всероссийской выставке в 1896 году. Холст, на котором была изображена картина, был огромен (7х6 м), поэтому она помещалась в специальном выставочном павильоне.

Эту выставку посетил Максим Горький, и вот что он написал о картине: «Всюду, – на горе, около Минина и его кафедры – толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи. Убогий нищий с костылями под мышкой срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно. Бледно-здоровенный мясник, засучив рукава, готов хоть сейчас бить поляков. Отовсюду тащат платья, ларцы, посуду из серебра, шелк, все валяется кучами под ногами людей. Толпа Маковского глубоко народна – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю. Видишь, что это именно весь нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все сломить с плеча…»

На сегодняшний день, картина русского художника Константина Маковского известна на всю Россию и является художественной ценность русского народа. Она находится в Нижегородском государственном художественном музее, олицетворяя собой подвиг героя Отечества Кузьмы Минина.

ЕГОР ТИМОШЕНКО

Поделиться
Поделиться
Поделиться

Опубликовано

Обновлено

Категории

Великие
Просмотров: 1 076