Кремлевский элеватор – «привет» из прошлого века

2ILI

Центральные улицы и главная достопримечательность города – Нижегородский Кремль знакомы без исключения всем жителям. Некоторые уже настолько привыкли видеть это каждый день, что проходят мимо без всяких эмоций. Порой, самые привычные вещи нам незнакомы, у нас складывается мнимое ощущение полного знания и осведомленности о каком-либо месте, хотя, оказывается, что это далеко не так.

Интересовались ли вы что за кирпичные стены и тоннель, идущий вниз на площадь Народного единства, расположены около Северной и Часовой башен Кремля? Неужели это недостроенный памятник или обломки какого-то здания, которое было здесь задолго до нашего рождения? Оказывается, нет. Давайте рассмотрим этот архитектурный объект подробнее.

Подарок городу к Всероссийской выставке

На самом деле, этот неизвестный объект – ни что иное, как Кремлевский фуникулер. В народе его прозвали «элеватор». Построен он был к Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. То есть его возраст давно перевалил за 100 лет и более того, в этом году ему исполнится 121 год. Это довольно большой срок, конечно не сравнимый с самим Нижегородским Кремлем.

Можно сказать с уверенностью, что не осталось тех людей, которые видели фуникулер в рабочем состоянии, ведь свою работу он прекратил в 1928 году, отработав чуть больше 30-ти лет. Причина его закрытия в том, что проложили трамвайные пути. Трамваи на тот момент были диковинкой и стали  популярнее, чем  канатный транспорт.

lZ9oLp7BTKU

Работал элеватор по достаточно интересной инженерной задумке. Он не был подключен к электричеству, его движение было основано на законах физики, а точнее на силе тяжести. В каждом из вагонов находилась емкость для воды, которую наполняли в том вагоне, который находился наверху. Объем воды менялся в зависимости от количества пассажиров. В то же время из емкости вагона, который должен был поднимать пассажиров, вода сливалась. Получалось так, что более тяжелый вагон, опускаясь вниз, поднимал более легкий вверх.

Для большей безопасности, вагоны были оборудованы системой ручного торможения. Все эти идеи были очень необычны и прогрессивны для того времени. Даже в наше время, не каждый человек сможет понять всю суть этой системы.

Маршрут фуникулера

Кремлевский фуникулер имел общую продолжительность 133,12 м. Он соединял конечную станцию трамвайной ветки, которая проходила от улицы Рождественской до Скобы, с трамвайной линией, по которой можно было проехать из Кремля к Смирновскому саду, сейчас там располагается гостиница «Нижегородская».

На этой фотографии можно сравнить прошлое и настоящее и попытаться представить, как сейчас бы выглядел фуникулер, если бы продолжил свое функционирование и в наше время.

0vG6KvOMuaw

Проходил элеватор и через стены Кремля по небольшому тоннелю. Получается, жители могли выйти из ансамбля башен напрямую к Набережной Волги, не тратя время на поиск выхода или обход через Дмитриевскую башню. Сейчас нам остается только мечтать о таком. Значение элеватора было не только в экономии времени, но и, прежде всего, в удобстве. Да, шел он медленно, но по тем меркам это было даже быстро. Если же использовался трамвай, то это занимало гораздо больше времени.

Сейчас отверстие в стене Кремля для проезда вагончиков заколочено и закрыто кирпичной кладкой. На первый взгляд, это просто старинные ходы, которых по легендам и преданиям очень много в башнях. Для удобства, в наши дни был построен пешеходный мостик над тоннелем. Как и на многих перекладинах других мостов, здесь нижегородцы вешают замочки со своим именем и именем второй половинки – символы крепкой любви.

Необходимо ли это нам сейчас?

К сожалению, ко многим историческим памятникам нет должного внимания. Они разрушаются с течением времени, возможно даже страдают от вандализма, но мер по их защите и охране предпринимается очень мало или вообще все пускается на самотек. Такая судьба не обходит и Кремлевский элеватор.

Его остатки кирпичной кладки разрушаются, на них появляются надписи и порой жители города используют его в качестве места для уличного паркура.

SzUdLfBN0yA

На данный момент ведется разработка проектов по реконструкции Кремлевского фуникулера и превращении его в достопримечательность города. Вид фуникулера изменится и станет более современным. Главная станция предстанет на суд зрителей в стеклянном оформлении. Поменяется и принцип работы самого подъемного механизма. Более точных подробностей нет.

То есть, он будет функционировать не как общественный транспорт, а как развлечение для жителей и гостей города. Однако об этом было заявлено в 2010 году, прошло уже 6 лет, дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Не видно даже начала работ. Что будет дальше,  неизвестно.

АЛЁНА БАСОВА

Поделиться
Поделиться
Поделиться

Опубликовано

Категории

Город
Просмотров: 757