От географической изюминки города до архитектурного памятника — история Ромодановского вокзала

#Город
20 марта 2018. 10:35

Все мы знаем, что в Нижнем Новгороде действует единственный железнодорожный вокзал — Московский. Каждому хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с ним. 

Однако раньше в Нижнем Новгороде существовал Ромодановский железнодорожный вокзал, который также известен как Казанский. О нем мы можем узнать от обитателей Нижнего Новгорода, от более пожилых обитателей Нижнего Новгорода. А ведь когда-то вокзал полноценно функционировал и являлся неотъемлемой частью транспортной системы.

Сейчас же далеко не каждый знает о нем. С большим интересом мы можем изучить эту историческую страницу из жизни нашего города.

Ромодановский вокзал. Как все начиналось?

В начале ХХ века было необходимо создать техническое решение по соединению города железной дорогой с Мордовией и Средним Поволжьем. И при этом сделать так, чтобы избежать строительства моста через Оку, что объясняет расположение вокзала на правом берегу реки.

Он был построен в 1904 году на улице Черниговской (площадь Казанская, дом 1). Молодой вокзал часто менял свое название. Причем новое наименование давалось в зависимости от места, куда следовали поезда. Изначально линия длиной 272 версты (≈ 290 км) шла до Ромоданова (с 1922 года — Красный узел), Лукоянова и Харькова.

Картинки по запросу ромодановский вокзал

Отправка санитарного отряда на Маньчжурский фронт, 1904 год

В 1937 году в этот список вошли Арзамас и Рузаевка. Соответственно, в 30-е годы вокзал именуется как Арзамасский. А когда в 50-х годах открылся путь до Казани, который пользовался большим спросом, вокзал переименовывается в Казанский. Казалось бы, такая «чехарда» с именами предопределила краткосрочную судьбу вокзала. К сожалению, он оказался нерентабельным и не смог дожить до наших дней.

Географическая изюминка

От вокзала железная дорога протягивалась вдоль береговой линии реки Оки, плавно поднимаясь на станцию Мыза, которая тогда еще не входила в окрестности города. Географическое местоположение вблизи реки было выгодно тем, что осуществлялись как пассажирские перевозки, так и перевалка груза на речной транспорт.

Нельзя не упомянуть о живописный виде, который производил незабываемые впечатления всем прибывающим пассажирам. Помимо самой железной дороги были построены вспомогательные сооружения, в том числе дренажно-штольневая система. Штольни пробивались наемными рабочими вручную, высота их составляла до 1600 метров.

Система соединяла мелкие ручьи в единый большой ручей. Это способствовало безопасному отводу грунтовых вод и предотвращению обвала земляного склона. Штольни располагались за подпорными стенками, выполненными из белого известнякового камня. Проекту системы штолен этого участка Московско-Казанской ж/д была присвоена серебряная медаль Всемирной выставки в Париже.

Картинки по запросу ромодановский вокзал

Чем все закончилось?

Получается, огромные ресурсы — как денежные, так и человеческие — были затрачены в этом строительстве. Однако дьявол прячется в деталях. Пытаясь предусмотреть при проектировании железной дороги все тонкости, проектировщики не смогли добиться полного успеха.

На тот момент песчаный берег Оки, из которого буквально выходили наружу корни деревьев, не был надежно укреплен. Часто происходили обвалы земли и оползни. Так, сход оползня в 1974 году поставил жирную точку на существовании Казанского вокзала.

Картинки по запросу ромодановский вокзал

Картинки по запросу ромодановский вокзал

Площадь перед Ромодановским вокзалом. Ожидание прибытия поезда. Начало XX века

Как бы прогресс ни шел вперед, человек должен всегда прислушиваться к природе и помнить о ее великой роли в жизни каждого из нас. Путь от Ромодановского вокзала до станции Мыза был настолько поврежден, что его восстановление сочли ненужным.

Этот маршрут утратил свою необходимость, поскольку в 1961 году был возведен Сартаковский железнодорожный мост через Оку. Было решено разобрать пути, а сам вокзал закрыть. Всю работу по железнодорожным перевозкам взял на себя хорошо нам известный Московский вокзал. А здание Ромодановского вокзала постепенно начало увядать под натиском разрухи.

Похожее изображение

В 1993 году его включили в список архитектурных памятников регионального значения. Это подчеркнуло значимость данного здания, но никак не улучшило его положение.

Возрождение здания Ромодановского вокзала

Однако здание получило второй шанс и буквально возродилось, когда в 2001 году оно попало под опеку кампании «Новокард». Её владелец, Владимир Крупнов, выбрал бывший вокзал в качестве офиса для производства пластиковых карт.

Реконструкцией Ромодановского вокзала занялись такие архитекторы, как В. В. Зубков, Л. А. Зубкова, А. К. Бубнова, С. Ю. Любимов и И .Е. Кропивянская. К 2003 году им удалось по старым фотографиям и чертежам с точностью до мельчайших деталей восстановить фасад здания и придать его облику первозданный вид. Работа авторов получила диплом XIII Международного фестиваля «Зодчество 2005».

Фотограф Илья Большаков (The Village Нижний Новгород)

Хорошо то, что хорошо кончается! Благодаря реконструированному зданию мы можем прикоснуться к истории города и составить свое представление о прежней архитектуре.

Этому также способствует атмосфера тишины на улице Черниговской, открытый вид на набережную. Так и хочется уйти от реальности, устремить свой взор на течение Оки, задуматься о времени и его скоротечности. Все-таки не напрасно были потрачены силы наших предков.

ЕЛЕНА ИЛЮШИНА

комментарии