Плейлист Александра Комарова: любовь к джазу и почему за «Гражданскую оборону» не будут бить лицо

#Новые
9 января 2018. 18:21

Сегодня с читателями журнала «ИЛИ» своим плейлистом на все времена делится cтарший научный сотрудник отдела специальных проектов Волго-Вятского филиала ГЦСИ и координатор программ, специалист по PR Нижегородского центра немецкой и европейской культуры Александр Комаров.

Джаз

Летом 2002 года я готовился к поступлению в ВУЗ, учил, конечно же, под музыку и случайно наткнулся на радио «Престиж». После главенствующего тогда в умах «Нашего радио» (которое, кстати, с тех пор совсем не изменилось, но это другая история) это было полным и неожиданным откровением для меня. Это было джаз-радио в FM диапазоне. Сейчас такое невозможно представить.

Также невозможно себе представить, что продать все билеты на джаз-концерт можно было только дав рекламу на этом радио. Вот на эти концерты начал ходить и я. Их организовывал Павел Милославский, с которым сейчас работаю в центре немецкой культуры. Наверное, именно из-за этого радио я и стал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.

Музыка 67 года

Я где-то слышал, что этот год стал самым главным в развитии популярной музыки. В тот год буквально через каждые неделю-две выходили альбомы, определившие музыку на десятилетия, влияние которых ощущается до сих пор. Если интересно, то можно просто набрать в гугле «музыка 67 года» и посмотреть.

Для меня это началось с увлечения психоделической музыкой, прежде всего поздними «The Beatles» и «The Doors». Потом начал слушать все, что получалось достать. Сейчас это проще — есть Интернет. Раньше хранил коллекцию на дисках. Почему «Jefferson Airplane»? Не знаю, пусть будет.

«Когда откроются врата познания, мы увидим вещи такими, какие они есть, — бесконечными»

Не уверен в правильности цитаты, но что-то такое точно. «The Doors» для меня всегда стояли особняком («Еще бы!» — скажут многие и ухмыльнутся, и правильно сделают). Расскажу 2 истории, связанных с музыкой Джима и компании. Первая: мне 10 лет, и я каждый день еду на автобусе в школу. Каждый день по одному маршруту.

Каждый день я вижу надпись на балконе «The Doors», выполненную фирменным шрифтом. Не знаю, что это, но завораживает сама идея написать что-то на ограждении балкона.
История вторая. Мне 16 лет. Я сижу дождливым осенним вечером на кухне и делаю домашнее задание. Играет радио. «People are strange». Откуда я знаю текст и мелодию — неизвестно.

Король умер

Не так давно мой коллега Павел Милославский сказал, что принадлежит к тому поколению, которое может сказать, что им не нравится «Queen», но нравится «Led Zeppelin». У меня такой возможности, разумеется, не было. Когда я был маленьким, то по телевизору постоянно крутили клипы этой группы. Потом я уже где-то прочитал, что группа вкладывала чуть ли не все свои доходы в производство видео и именно с них началась эра видеоклипов. Не знаю, так ли это, но то, что половина моего детства прошла под клипы группы «Queen», это точно. Второй группой была «Army of Lovers». Я вот сейчас думаю, была ли это пропаганда? (смеется)

Нас прет от Берлина

Интерес к немецкой музыке начался немногим позже после 67-ого года (см. выше), это было логичное продолжение — краут-рок. Потом электроника. Несколько лет назад я показывал «B-Movie: Lust & Sound in West-Berlin 1979-1989» в рамках ежегодного фестиваля «Beat Weekend» в кинотеатре «Орленок». Я открыл для себя период, о котором совсем ничего не знал. И он волшебен.

Мой первый раз

Вот куда подевались все мои кассеты с «Nirvana»? Прямо плакать хочется. Альбом «In Utero» по непонятной для меня причине всегда оставался самым любимым. Это не поиск стиля, как в «Bleach», и не разворот в коммерцию, как в «Nevermind». Это открытая рана. «Rape Me», кстати, была первой песней, разученной на гитаре.

Cat Black

Это было в 9-ом классе. Главным открытием для меня был альбом «Треугольник»: это был первый концептуальный альбом в русской музыке, который я слышал. Главный, как бы я сейчас сказал. Понятно, что открывал я для себя все намного позднее фактического появления. Это была лавина. Как Интернет в период бурного его развития, как кино на видеокассетах в позднем совке. О песне: сижу однажды и слушаю ее. Подходит отец: «БГ слушаешь. Попробуй „T. Rex“ еще». «T. Rex» меня тогда мало заинтересовал. А зря.

«Ото всей души желаем вам счастья, благополучия и глобальности»

Эта надпись была на стене гаражного кооператива около трамвайной остановки на границе двух враждующих районов Дзержинска. Ее и сейчас можно увидеть на фото в паблике «Эстетика еб**ей».

Жизнь в таком месте, где на заборах пишут стихи Летова, а вечерами разбивают лицо просто из-за того, что ты живешь на другой улице, откладывает отпечаток на сознание. Появление книги «Русское поле экспериментов» в 10-ом классе я считаю закономерным, также как и несколько альбомов «Гражданской Обороны». А кто не пел у подъезда: «…границы ключ…»?

 

БЕСЕДОВАЛА АННА ТЕНДИТНАЯ 

комментарии