Почему «Кайдзю» — самый перспективный жанр кино для Голливуда и при чем тут Marvel?

#Мир
16 января 2018. 09:53

Многие из зрители знакомы с таким монстром, как Годзилла, который уже на протяжении шестидесяти лет разрушает здания больших городов и сражается с невероятными чудовищами. Но мало кто задумывался, что даже у таких монстров есть свое название — «Кайдзю».

В переводе с японского означает «монстр»/»чудовище» либо «необыкновенный зверь». Как правило, он имеет огромные габариты, невероятную силу и даже может обладать удивительными способностями, будь то огненное дыхание или испускание смертоносного лазера из глаз.

Рождение кадзю как жанра

Удивительно, но основоположником кайдзю эйга является вовсе не Япония, а США. Впервые гигантский монстр появился в образе доисторического примата в голливудской кинокартине «Кинг-Конг» 1933 года. Спустя 20 лет в 1953 году в прокат вышел ещё один знаковый американский фильм на основе рассказа Рея Брэдбери — «Чудовище с глубины 20 000 саженей».

Похожее изображение

 

«Кинг-Конг» 1933 года

Местный кайдзю — Редозавр — доисторический ящер-исполин, который очнулся от многомиллионного сна после взрыва атомной бомбы в Арктике, готовый уничтожить всё на своём пути.

Этот фильм послужил для создания аналога в Японии — киноленты «Gojira» (годзира), более известного как «Годзилла». После выхода в 1954 году лента снискала особую популярность в Японии, и история про доисторического ящера-мутанта получила множество продолжений, которые снимаются до сих пор.

В сиквелах Годзилла сражался не только с вооружёнными силами человечества, но и с громадной бабочкой Мотрой, драконом Кинг Гидорой, механической версией самого себя, а также не раз встречался с Кинг-Конгом.

Права на Годзиллу принадлежали «Toho Studios», которая была монополистом жанра кайдзю до 1965 года. В середине шестидесятых на голубых экранах появился новый монстр Гамера от компании «Daiei Studios», который имел схожее происхождение, что и Годзилла, но был похож на черепаху. Шестидесятые негласно называют «золотым веком» для жанра кайдзю, а Годзиллу — его королём, но чрезмерная «изжёванность» сюжета не пошла на пользу этим фильмам.

Картинки по запросу Godzilla 60-е

Получилось так, что запад не очень стремился делать подобные киноленты вплоть до нулевых, хотя Стивен Спилберг показал нам, что большие ящеры из «Парка Юрского периода» могут окупить себя в прокате и принести создателю три премии Оскар. Но то было не кайдзю, так как роль гигантского разрушителя досталась тираннозавру, а не вымышленному монстру.

Прорыв в настоящее

После выхода таких фильмов, как «Чужой» и «Челюсти», киноленты о монстрах приобрели совсем другой оттенок — в сторону большей реалистичности, меньшей масштабности и с обязательным наличием саспенса (напряженной обстановки). И хотя сиквелы про Годзиллу всё ещё выходили, большого, как прежде, ажиотажа они не вызывали.

В конце восьмидесятых были выпущены две картины про ящера, которые вывели жестокость гиганта на новый уровень при помощи продвинутых спецэффектов. Но в прокате эти фильмы собрали очень мало денег.

Тогда кинокомпания «Sony» решила сделать ремейк и адаптировать Годзиллу для Запада. Для этих целей студия пригласила Роланда Эммериха, на тот момент многообещающего режиссера, из-под руки которого на тот момент вышел культовый «День независимости».

Картинки по запросу годзилла эммерих

От новой Годзиллы для западной аудитории продюсеры хотели такого же масштабного и громкого экшена, как от предыдущей ленты Эммериха. Но в итоге фильм был разгромлен критиками и не сыскал большой любви у зрителей, что повлияло и на кассовые сборы.

В девяностых «Daiei Studios» решили пробудить свою черепаху после пятнадцатилетнего сна, и в 1995 году вышел фильм «Гамера: Защитник Вселенной», который был хорош во многих отношениях. Критики хвалили картину за игру актёров, отличную визуальную сторону и мрачную атмосферу.

Картинки по запросу «Гамера: Защитник Вселенной»

Если в 80-90-х гг. на большом экране дела кайдзю шли не очень хорошо, то на телевидении как раз наоборот: сериалы становились очень популярными. В них группа подростков получает невероятную силу для сражения с неведомыми существами. Как правило, в их распоряжении находится огромный робот, который помогает расправляться с дайкайдзю и с кайдзинами.

Компания «Saban» в середине девяностых успешно перенесла на Запад, а позднее и в Россию тематику этих сериалов, и впервые многоэпизодное токусацу было показано в нашей стране — это были «Могучие рейнджеры».

В начале нового тысячелетия дайкадзю всё также продолжают разрушать города, но уже не так рьяно, как в прошлом. Фильмы не отходят от основной концепции и канонов, совершенствуясь лишь в своей визуальной составляющей. Популярность таких кинолент сходит на спад из-за своей низкой востребованности и окупаемости в прокате. Даже такой гигант, как Годзилла, исчезает на целое десятилетие с больших экранов. После японской картины в 2004 г. «Годзилла: Финальные войны» ящер вновь пробуждается лишь в 2014 г. в американском ремейке, собравшем в мировом прокате полмиллиарда долларов.

Ренессанс гигантов

 

Начало второго десятилетия двухтысячных стало настоящим возрождением «кайдзю». Среди современных фильмов в этом жанра можно отметить «Тихоокеанский рубеж» режиссёра Гильермо дель Торо, где человечество вынужденно сражаться с монстрами, появившимися из водных недр, и «Конг: Остров черепа». Эти фильмы в среднем собрали по полмиллиарда долларов, что позволяет студиям в дальнейшем активно штамповать сиквелы.

Так, в планах студии уже есть идея показать зрителям эпичное столкновение огромного примата и доисторического ящера, но это будет только после выхода ленты «Годзилла-2» в 2019 году. Очевидно, что нас ожидает в будущем настоящая «западная кайдзю-вселенная», в которой появятся и другие монстры, как Мотра и Кинг Гидора.

Картинки по запросу конг остров черепа

Возможно, от киновселенной по мотивам комиксов «Marvel» кинолюбители экшена смогут увидеть нечто «огромное». Стоит сказать, что предпосылки к фильмам жанра кайдзю появлялись и в предыдущих картинах. Сразу вспоминается первая часть «Мстителей», когда на Нью-Йорк из космического пространства напали инопланетные твари.

Кроме того, по просторам интернета уже гуляет фанатская теория о том, что после «Войны бесконечности» команда Мстителей встретится с новой угрозой, которой будет Фин Фан Фум — огромный дракон до 30 метров ростом.

Картинки по запросу Фин Фан Фум

Даже монстр может быть прекрасен

На первый взгляд, картины кайдзю эйга имеют сходство с фильмами-катастрофами: люди объединяются перед одной глобальной опасностью и пытаются всеми силами её преодолеть. Разрушения, которые вызваны чудовищами, без преувеличения могут быть приравнены к тайфунам, землетрясениям, цунами. Масштабность происходящего приковывает свой взгляд, и мы можем только сопереживать людям, попавшим в эпицентр событий. Это, пожалуй, одна из ключевых особенностей кино подобного жанра, которую режиссёры пытаются передать наиболее достоверно.

Образы кайдзю с шестидесятых годов остались почти неизменными. Это всё те же динозавры, гориллы, драконы и бабочки. А вот их внешний вид постепенно эволюционировал, навевая нам с каждым десятилетием всё больше страха.

Сейчас фильмы-кайдзю снова набирают небывалую высоту, даже несмотря на то, что сюжетная часть почти не меняется и мы всё это видели ранее. Да и к чему таким лентам лихо закрученная история, когда на экране гигантские монстры разносят всё в пух и прах? Мы смотрим эти фильмы ради развлечения, масштабности действия, спецэффектов и надеемся, что такой аттракцион под названием «кайдзю» будет радовать нас очень долго, ведь все предпосылки к этому имеются.

Словарик по миру кайдзю

— токусацу («спецэффекты») — фильмы или сериалы с большим использованием спецэффектов. Самый известный пример для российского зрителя — сериал «Могучие рейнджеры».

— дайкадзю («огромный необыкновенный зверь»). Префикс дай- подчёркивает «большой» статус монстра: Годзилла, Мотра (большая бабочка) и даже Кинг-Конг;

— кайдзин — человекоподобный монстр, обычно разумен. Примером может послужить почти любой персонаж из токусацу, что сталкивается с главными героями из серии «Могучих рейнджеров», а также Человек-муравей из киновселенной «Marvel», который может достичь огромных размеров.

— кайдзю эйга («эйга» — фильм) — полнометражное кино с участием гигантских чудовищ.

АРТЁМ СОЛОПАЕВ

комментарии