Почему «Рай» Андрея Кончаловского обязателен к просмотру?

#Россия
26 января 2017. 09:39

Стали известны все номинанты  на “Оскар-2017”. Напомним, что от России на номинацию лучший фильм на иностранном языке был выдвинут «Рай» Андрея Кончаловского. На 73-ем Веницианском фестивале наш соотечественник получил за фильм «Серебряного льва» как лучший режиссер, но, к сожалению, члены Академии киноискусства не удостоили сей фильм номинацией.

События фильма происходят во времена Второй Мировой Войны. Аристократка Ольга, русская эмигрантка, вступившая во французское движение «Сопротивления», оказывается пойманной нацистами за то, что прятала у себя двух еврейских мальчиков. Чтобы избежать пыток и спасти товарища по движению, Ольга соблазняет француза-коллаборациониста Жюля, ведущего ее дело. Несмотря на это, события складываются так, что Ольга попадает в немецкий концлагерь. Там волей судьбы она встречает Хельмута, высокопоставленного офицера СС, с которым она уже встречалась, но в совсем другой жизни, до войны.

Весь фильм снят в черно-белом изображении. Почти половину фильма зритель находится тет-а-тет с тремя главными героями Жюлем, Ольгой и Хельмутом. Эти монологи-исповеди тесно переплетены с обрывками воспоминаний каждого из героев.

kinopoisk.ru

Таким образом, зритель чувствует особую связь с каждым из персонажей. В одном из интервью Андрей кончаловский заметил, что именно монологи – главное для него в фильме «Рай»,  во время создания фильма иногда ему даже приходила мысль оставить исключительно исповеди героев.

Этот фильм о страшных событиях войны, о холокосте, о варварстве и героизме, о темах, к которым человек не может остаться равнодушным, но главное – это фильм о том, что есть человек. И как этого человека в себе порой легко потерять. На экране мы видим людей, жестоких, беспощадных, готовых на убийство ради призрачной цели или выживания. Но пугает то, что они не монстры, они такие же люди, как мы, у них есть семьи, любимые питомцы, мечты.

Казалось бы, Хельмут должен вызывать отвращение, злость, даже ненависть. Но во время просмотра фильма ловишь себя на мысли, что моментами ненависть и злость сменяется сочувствием, даже симпатией. Он не монстр, не холодная машина, он человек, который способен любить, видеть прекрасное в прекрасном, рисковать собственной жизнью ради дорогого ему человека.

kinopoisk.ru

«В этом-то всё и дело, что большинство немецких солдат были нормальные люди. Сегодня они бы перевели через улицу вас, если вы плохо видите. В этом трагедия зла. Потому что трагедия зла не в том… Если бы оно ужасно выглядело, никто бы туда не кидался. Конечно, потом, когда ты кидаешься в эту мутную реку, она тебя несёт. И вдруг ты просыпаешься и оглядываешься по сторонам — и ты понимаешь, что тебя покрывает пот, и ты понимаешь: «Где я? Что я?»», — сказал  в одном из интервью Кончаловский

Это очень тяжелый и глубокий фильм, он очень честный. И тяжелее всего не во время просмотра, а после того, как фильм кончился. Ты сидишь в кресле в зале кинотеатра и не можешь заставить себя встать. Ты не можешь говорить. Потому что говорить, собственно, нечего. Все, что стоит сказать, стоит сказать лишь самому себе. Я почувствовала, что не одна я была в подобном состоянии. Это был тот случай, когда никто не побежал к выходу. И в зале после завершения сеанса стояла абсолютная тишина.

kinopoisk.ru

Фильм «Рай» — это не только потрясающая режиссерская работа, это отличная работа операторская, завораживающая игра актеров. Чтобы добавить ложку дегтя в бочку меда, скажу, что игра Юлии Высоцкой порой кажется несколько сомнительной, но в глаза это бросается лишь в самом начале и в последнем монологе. Несомненно, работа режиссера и оператора сгладили неоднозначное впечатление от ее игры.

Тот факт, что «Рай» не получил номинации, был для меня неожиданным. Хотя принимая во внимание то, что «Ла Ла Лэнд» сегодня был номинирован на Оскар в 14 номинациях, тем самым повторив рекорд Титаника, объяснение все же у меня найдется. Саздается впечатление, что люди смотрят кино не для того, чтобы оно заставило их задуматься, а для того, чтобы добавить немного «сахарной ваты» в свою жизнь.

https://youtu.be/1_sBa13dWos

В связи с этим, хочется привести еще один отрывок из интервью Андрея Кончаловского:

«…мы живём в очень тяжёлое и серьёзное время испытаний человеческого рода. Во-первых, укорачивается память настолько, что… Вот я, например, не помню телефона моей жены. Я помню кнопку. Я не могу набрать его, я не смогу его набрать. Раньше я все номера автоматически набирал на диске. Вот такой парадокс, что абсолютная доступность любой информации лишает человека любознательности. Вторая вещь, которая убивает память, — это банализация. Банализация убивает по-другому: «А не хотим слышать! Мы слышали».

Напоминаем, что 89-ая церемония Американской кинопремии “Оскар-2017” состоится с воскресения на понедельник, 26 февраля 2017 года в театре Долби. Прямая трансляция «Оскара» на русском языке в режиме онлайн начнется в 02:30 по московскому времени.

АННА ТЕНДИТНАЯ

комментарии