Путешествие на общественном транспорте: пригоден ли он для людей с ограниченными возможностями?

#Город
24 мая 2018. 10:48

Каждый день нижегородцы пользуются общественным транспортом. Однако не все жители имеют возможность с комфортом добраться до пункта назначения. Речь идет о людях с ограниченными возможностями. И проблема заключается не в том, что они не покидают дом. Вопрос в «барьерах» и «препятствиях», которые встречаются «человеку на коляске». Чтобы эти неудобства выявить, отправимся в небольшое путешествие.

Чтобы проверить пригодность транспорта для людей с ограниченными возможностями, попробуем пройти типичный для многих нижегородцев маршрут: Соцгород-2 — Площадь им. Максима Горького.

Прямой маршрут от Соцгорода-2 до Площади им. Максима Горького

Отправная точка

Соцгород-2 — один из микрорайонов Автозавода. Отсюда до площади Горького ходят две маршрутки — № 85 (Микрорайон Соцгород-2 — ул. Усилова) и № 37 (Станция Петряевка — Площадь им. Максима Горького). Вот же он, прямой путь — сел и поехал! Однако людям с ограниченными возможностями это не подойдет: модели ПАЗ не оснащены двойными дверьми, специально выделенным местом для колясок и ровным входом. Вывод — частный транспорт не подходит для нашего путешествия, коляска просто не войдет в салон.

Представители мт. № 37 и 85

Выбираем другой маршрут. С помощью льготной транспортной карты доедем до метро, а потом на поезде достигнем конечной точки нашего путешествия.

Маршрут от остановки «Стадион Ручных игр» до ст. м. «Кировская»

От остановки «Стадион Ручных игр» на троллейбусе № 11 можно доехать до станции метро «Кировская», а на автобусе № 11 — до «Парка Культуры». Курсирующие по Автозаводу автобусы оснащены раскладными пандусами и специальными площадками для колясок. Но и здесь не обошлось без проблем. По опыту скажем: в среднем, чтобы дождаться автобус, придется потратить 15-20 минут. Намного чаще по этому маршруту можно увидеть троллейбус № 11.

Троллейбус № 11

Мы с вами без проблем можем им воспользоваться, а вот люди на инвалидных колясках не будут иметь такой возможности. Троллейбусы на Автозаводе не имеют раскладного пандуса — вместо него на входе ступеньки. Другая проблема — высокое расположение дверей. Видимо, «человек на коляске» должен взлететь, чтобы попасть в салон.

Ступеньки — непреодолимое препятствие для коляски

Пример входа в салон для людей с ограниченными возможностями. Троллейбусы «Тролза»

«Машина времени»

Возможно, только троллейбусы не подходят для людей с ограниченными возможностями. Как насчет трамвая?

Маршрут трамвая № 22 до ст.м. «Кировская»

От Соцгорода-2 до «Кировской» ходит трамвайный маршрут № 22. Любой местный житель скажет — не в рабочие рейсы (время, когда заканчивается рабочий день завода «ГАЗ») его дождаться невозможно.

Наверное, это к лучшему, поскольку на такие трамваи сложно забраться человеку со здоровыми ногами и спиной, не говоря о «людях на коляске». Неприспособленность такого транспорта можно связать со сроком его службы. Несмотря на постепенное обновление парка, большая часть машин все еще советского производства. Достаточно сравнить фотографии трамваев, сделанных в советскую эпоху и наше время.

Найдите 10 отличий:

«Машина времени» в действии

Остановки не приспособлены для подъема колясок на «борт» трамвая. Вход расположен слишком высоко. Единственный способ попасть внутрь —подняться по крутым ступенькам. Из-за этого спуск с такого транспорта становится очень травмоопасным. Использование трамваев проблематично не только для людей с ограниченными возможностями, но и для пенсионеров, которые чаще других пользуются муниципальным транспортом. Однако когда ситуация с трамваями на Автозаводе улучшится — остается неизвестным.

Спуск с трамвая № 22

Пример приспособленных для людей на коляске остановки и трамвая

Предпоследний рывок

Предположим, каким-то чудом мы добрались до станции метро «Кировская» (остановка троллейбуса «Главная Проходная»). Дело за малым — спуститься на платформу и сесть на поезд. Простыми эти действия кажутся не всем.

Людям с ограниченными возможностями предстоит настоящая полоса препятствий. Для начала нужно спуститься в переход. «Кировская» имеет два подземных вестибюля и 4 выхода. На спуске со стороны Главной Проходной вас будут ждать крутые пандусы. Если человек на коляске не упал после первого, то вблизи от второго его будет ждать колонна. Сомнительная перспектива…

«Безопасные» пандусы ст.м. «Кировская»

Может, вход с другой стороны будет лучше? Переходим дорогу, благо на Главной проходной отсутствуют ограничения для передвижения на коляске. Пробираемся ко входу со стороны Автомеханического техникума. Там пассажиров на одном входе встречают одинокие ступеньки, либо на другом — такие же крутые «рельсы».

«Крутые рельсы»

Путешествие в голубой вагон

Допустим, с помощью очередного чуда, человек на коляске смог спуститься. От вестибюля нас отделяют только двери. Они весьма специфичные, характерные для множества российских станций метро. Каждый, кто был в «подземке» хоть раз, сталкивался с ними.

Некоторые даже в прямом смысле. Все из-за веса. Необходимо приложить достаточно много усилий, чтобы их открыть. Проблемы бы не было, если бы рядом со входом находилась кнопка для вызова сотрудника станции, который придержит дверь. К сожалению, таковая отсутствует на входе станции метро «Кировская».

Вход не для всех

Следующее препятствие оказалось совсем рядом. Если вы преодолели рамки и турникеты, а сделать это так же проблематично, то рано радоваться. Спуститься на платформу не представляется возможным, поскольку кроме ступенек никаких других способов нет.

Добраться до заветного поезда почти нереально. На пути человека с ограниченными возможностями — полоса препятствий, которую он не преодолеет без посторонней помощи. Перечисленные проблемы касаются не только «Кировской», но и других станций, которые были построены в 80-90-х годах, а это почти все остановки Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий.

На площади Горького

Единственная нижегородская станция, которая оснащена удобствами для пассажиров на коляске — «Горьковская». Она построена относительно недавно, и видимо, это повлияло на наличие необходимых средств для передвижения инвалидов. На станции есть лифт, который сложно не заметить — он находится посередине платформы. Чтобы добраться до него с улицы, есть дверь со специальным знаком. Ее можно встретить на спуске около остановки «Метро Горьковская» и на входе на площади Горького. А до нее можно доехать по удобным пандусам.

Пандусы ст.м. Горьковская

Для оказания помощи возле дверей есть кнопка вызова работника станции. Он и проводит человека с ограниченными возможностями в лифт.

Кнопка для вызова работников станции

А что в конце?

Мы добрались до площади Горького по запланированному маршруту и не встретили в пути ни одного человека на коляске. Это очень печальный показатель. Нижегородский транспорт в большинстве своем не приспособлен для передвижения людей с ограниченными возможностями совсем.

Одно дело, если бы остановки были обустроены для нужд всех граждан и автобусы ходили бы чаще, но в реальности дела обстоят иначе. В итоге, результат неутешителен, даже при условии, что мы закрывали глаза на высокие бордюры и неотремонтированные дороги, которые также мешают передвигаться «людям на колясках».

Если общественный транспорт не приспособлен для инвалидов, может, специальные службы лучше справятся с его работой? Ответ на этот вопрос также не обнадеживает. Таких служб в городе единицы, а стоимость их услуг неприлично высока.

«с 9 до 17 часов 2000 руб/час, до 9 и после 17 часов, а также в выходные 2300 руб/час. При транспортировке за пределы Нижнего Новгорода 3000 руб/час» — служба «Сантранс-НН»

Вряд ли каждый инвалид города может позволить себе такую поездку. И пока ситуация с транспортом не изменится, нижегородцы с ограниченными возможностями не смогут передвигаться по городу вообще. Эксперимент показал: на сегодняшний день человек в инвалидной коляске может добраться только до автобусной остановки.

АНАСТАСИЯ СИРОТКИНА

комментарии