«Баттл-рэп для многих — это, в первую очередь, хобби, а во вторую — хорошая возможность заявить о себе»

#Люди
21 февраля 2018. 21:30

Что такое баттл-рэп? Это не только рифмы и интересная подача, это ещё и бит. Всё большую популярность набирают BPM (англ. beats per minute — удары в минуту) баттлы, например, 17 февраля в баре Fidel прошёл BPM RAP BATTLE. О проекте, популярности баттл-культуры и  том, как написать хороший текст, мы поговорили с организатором Вадимом Лащёновым, судьёй Олегом Накурикота и участником площадки Сергеем Чистовым.

Вадим Лащёнов, организатор

О проекте

BPM RAP BATTLE — площадка, где участники (МС) зачитывают свои тексты под заранее выбранные биты в диапазоне от 120-140 ударов в минуту. Здесь орудием МС являются не только панчи и рифмы, но и умение грамотно сочетать бит с текстом. Проект «BPM RAP BATTLE» зародился в Хабаровске в 2016 году.

Многие мои друзья и знакомые хотели попробовать себя в баттл-рэпе, но на тот момент в Хабаровске не было площадки. Я загорелся идеей сделать такой проект, и уже в 2016 году мы поехали в тур из трёх городов.

Я и не думал, что проект дойдёт до Нижнего Новгорода. Но, как выяснилось, в «городе двух Н» BPM RAP BATTLE оказался востребован — здесь такого ещё не было. Нижний давно нуждался в хорошей баттловой площадке, ведь он богат достойными МС. Хочется отметить, что заявок было приличное количество, и отбирать было трудно: все, кто прошли, — отличные рэперы.

Я думаю, интерес к баттлам вызван популярностью такой известной площадки как «Versus Battle». Именно она привлекла внимание к рэп-культуре в целом. Сейчас во многих городах появляются новые движения такого рода. Вся тема держится на хайпе. Баттл-рэп — это бренд.

О других нижегородских баттл-площадках и ближайших планах

Если в Нижнем Новгороде появится проект, подобный нашему, я буду рад. SLOVO всё же отличается: у нас есть биты, у них  нет. Конкуренции я не боюсь — напротив, считаю, что именно благодаря ей растет потребность в самосовершенствовании. Появляется желание убрать какие-то недочёты, на которые, может быть, раньше и не обратил бы внимания, внести что-то новое и интересное.

Если говорить масштабно, то мы бы хотели выйти на 40 городов России. Если говорить о ближайшем будущем, у нас есть небольшие планы на это лето, но какие, мы пока не скажем. Ждите, будет интересно!

Раньше нижегородцы могли посмотреть на поединки баттл-рэперов только в Интернете, сейчас же все желающие могут прочувствовать атмосферу баттла, придя на площадку «BPM RAP BATTLE».

Олег Накурикота, судья

Об участниках

Это достаточно перспективный проект. В Нижнем Новгороде у него нет аналогов. Здесь читают очень много известных нижегородских МС, к примеру, SETDUB, T!MM!, JAMBEE, ЯРЫЙ, G-DARK, SOUL. Очень много сильных ребят, которые показывают себя на битах на всероссийском уровне. Не люблю ярлыки по типу «нижегородский рэпчик», у нас на проекте парни своими выступлениями ни капли не уступают участникам известных баттл-площадок, таких как «Versus» или «SLOVO».

Об актуальности баттл-площадок

Насчёт оффлайн-баттлов могу сказать, что они умерли окончательно. Баттлы под биты будут популярны ещё какое-то время, но, естественно, сейчас уже абсолютно точно можно сказать, что это направление достигло своего пика и тоже идёт на спад.

 

BPM — это интересно!

Так или иначе, BPM RAP BATTLE интересен по ряду причин: во-первых, это профессиональная организация. Как следствие, полный солд-аут на наших мероприятиях. К примеру, предыдущий баттл собрал в районе 300-350 человек. Во-вторых, естественно, атмосфера. Большое количество людей задает особенное настроение этому баттлу.

Также это качество выступлений наших участников. Они почти никогда не забывают текст, подходят достаточно интересно к написанию раундов, работают по всем канонам баттл-культуры. Ну и последнее: прекрасное место, выбранное для проведения баттла, — бар Fidel. Здесь просторно, лояльные цены, отличный арт-директор.

 Участник площадки, рэпер Soul (Сергей Чистов)

Предыстория: знакомство с баттл-рэпом

В баттл-рэп я пришёл тогда, когда в принципе познакомился с рэпом как исполнитель. Случилось это в январе 2012 года. В этом же году я начал участвовать в онлайн-баттлах. Тогда в России не было ещё ни одной площадки оффлайн. Мы записывали диссы (прим.ред — оскорбительные куплеты в рэпе)  друг на друга, сводили их, выкладывали в хорошем качестве в сеть. Многие из них становились местными хитами на тот момент.

Онлайн баттлы в 2012-1014 годах были достаточно популярны: именно с них начинали многие нынешние баттл-MC, популярные в оффлайне. Это были хорошие площадки для раскрутки. Если ты выигрываешь турнир, например, тот же InDaBattle, о тебе узнают. Такие баттлы импонировали мне. Помимо этого, победителю полагалось ещё и хорошее денежное вознаграждение. Собственно, как и сейчас, баттл-рэп для многих — это, в первую очередь, хобби, а во вторую — хорошая возможность заявить о себе на широкую аудиторию. Это меня и привлекает.

Как написать хороший баттл-текст?

Это вопрос опыта. Если ты только начинаешь, вряд ли у тебя получится написать с первого раза хороший текст на баттл. Это достаточно энергозатратное мероприятие. Свою пару на баттл соперники узнают обычно не за месяцы, а за несколько недель. Поэтому у МС катастрофически мало времени для того, чтобы написать качественный объёмный, а его нужно ещё и выучить. На это требуется много времени, поэтому главная рекомендация — начинать писать заранее.

Понятно, что нужно разбирать образ конкретного оппонента, исходя из его личной жизни, каких-то достижений или неудач.

Естественно, текст должен быть не абстрактный, но 60% любого баттл-текста не имеет отношения к конкретному человеку. Например, есть ноунеймы, о которых мало кто что знает, поэтому читать нужно менее «таргетно». И писать нужно заранее.

К примеру, я себя уже приучил записывать в блокнотик рифмы, как Эминем, чтобы не забыть. Едешь на учёбу, интересная ассоциация пришла — записал. Как только приходит какое-то меткое сравнение, шутка, — нужно задокументировать. Потом уже адаптировать под конкретного оппонента. Так и получаются нормальные тексты. То есть, это сборник хороших панчлайнов, которые ты успеваешь записать за какой-то период.

Ну и можно затрагивать злободневные темы, касающиеся каких-то социальных проблем. К примеру, Оксимирон любит проводить какие-то аналогии с художественной литературой.

Если вы знаете какие-то нюансы про судей, организаторов проекта, других участников — это тоже можно использовать. Главное — чтобы людям было не скучно на это смотреть, чтобы у всех были улыбки на лицах, и все понимали, что ты «шаришь».

Нужно избегать тривиального. С каждым баттлом — придумывать что-то новое и удивлять людей какими-то интересными нюансами, будь то реквизит или необычная подача текста. Это уже зависит от человека, его стиля, образа и подхода.

Об участии на баттл-площадках

Ещё в 2014 году я участвовал в первом оффлайн-баттле в Нижнем. Это был, естественно, не bpm-баттл, их тогда ещё не организовывали у нас. В то время только прошла волна популярности Versus’а.

Баттл я его проиграл, мне было 17 лет. Против меня поставили в пару Маркуса Мильона, он занимался регби и был здоровенным качком. Мне было немного не по себе: текст я составил неплохой, но оппонент уж очень хорошо подготовился. И организация на тот момент была ужасной, особенно если сравнивать с тем, что мы имеем сейчас. Все шумели, никто ничего не слушал.

Но я рад, что дебютировал именно тогда, потому что выступать было тяжелее, нежели сейчас. Сегодня тебя ничего не сбивает, и если что-то идет не по плану — это непредвиденные обстоятельства. А в тот период в тебя могли кинуть стаканом со второго этажа, морду набить или ещё что-нибудь.

К счастью, особо серьезных прецедентов не было. В таких баттлах я участвовал два раза, потом они как-то загнулись: участников особо сильных не было, организаторов, которые хотели бы в это вкладываться — тоже. Когда открылся набор на bpm, я сразу подал заявку.

Останавливаться пока не хочу, мне нравится вся эта движуха. Всё получается, поэтому, думаю, нужно идти вперёд. Но не сказал бы, что под биты баттлить интереснее. Мне очень хочется побаттлить и без битов, ведь так гораздо проще донести свою мысль: у тебя нет рамок, ты можешь медленно, нарочито говорить людям, что думаешь. Под биты опора (акцент) идёт всё же на технику, а не на смысловую нагрузку. В принципе, это похожие, но всё же разные вещи в плане и подготовки, и выступления. Лично мне нравится и та, и другая дисциплина.

О желаемом оппоненте

Если брать в расчет нижегородских ноунеймов (которых кроме нас никто не знает), я бы забаттлился с Рециди. Мне не совсем нравится его манера выступления, он хайпанул за счёт последних баттлов SLOVO, но, мне кажется, его нужно поставить на место. Поэтому, если будет такая возможность, с радостью бы забаттлился с ним. Из известных, думаю, Drago. Мне очень нравится, как он баттлит. Я, конечно, не Басота, но, думаю, было бы прикольно.

Любимый баттл-рэпер

Oxxxymiron . Я его начинал слушать и как онлайн, и как оффлайн баттл-рэпера, и как артиста до того, как это стало мэйнстримом. Впервые я познакомился с творчеством Мирона в 2011 году. Это был очень резкий переход с простых, жизненных треков про девочку, наркотики, всякую ерунду (о чём мы слушали до Мирона) на жесткие экзистенциальные темы. Это было очень круто. Я ушёл глубоко в грайм как раз после знакомства с его творчеством. И 140 bpm battle мне очень близок, так как сам стиль грайма близок к баттлам.

На данный момент я считаю, что Оксимирон является самым сильным МС в России, и он это доказал.

Очевидно, баттл-культура уже давно поселилась в наших сердцах. Это неудивительно, ведь баттл — это всегда незабываемое зрелище.

БЕСЕДОВАЛА ИРИНА САМОТОХИНА

комментарии