Сергей Безруков: «Нижний Новгород для меня всегда Горький, чаще всего называю его именно так, потому что привык с детства»

#Медиа
25 апреля 2016. 14:59

22 апреля, в преддверии «Библионочи», нижегородскую государственную областную детскую библиотеку посетил российский актёр театра и кино, народный артист России, режиссёр, художественный руководитель Московского Губернского театра, и просто открытый, искренний и замечательный человек — Сергей Витальевич Безруков. Встреча прошла в читальном зале библиотеки. Места на всех не хватило, чего и стоило ожидать. Люди разных возрастов хотели увидеть актёра, пообщаться с ним, хоть и косвенно, услышать ответы на волнующие вопросы, побыть с ним в одном обществе. Артист поделился мыслями о книгах, выборе профессии, Нижнем Новгороде и многом другом.

О выборе профессии

Я, как и многие мальчишки, хотел стать и военным, и разведчиком, и космонавтом. Всё это воплотилось в моих ролях, которые мне  посчастливилось сыграть. Это такая детская игра, в которой переносишься туда, где с детства хотел оказаться. Благодаря своей профессии я могу побывать и в XVII, и XVIII, в XIX веках. Также, поскольку мой отец и актёр, и режиссёр, то в детстве я часто бывал в театре. Возможно от этого всё и пошло, потому что я помню себя ещё мальчиком, именно на сцене: я ходил, разглядывал декорации, сидел за кулисами, смотрел спектакли оттуда. Многое в нашу жизнь приходит именно из детства, поэтому, в какой-то степени, выбор профессии был предопределён.

_MG_0133

О детском театре

Я считаю, что в репертуаре театра должны быть детские постановки. Возрастные категории у нас абсолютно разные, бывает, что приходят с детьми 3-4 года. Для этого возраста у нас есть известный мюзикл «Три Поросёнка», но на более взрослых спектаклях детям бывает также интересно. А бывает и наоборот. На детских, казалось бы, постановках, таких как «Маугли», интересно каждому взрослому, потому что одни только декорации вызывают дикий восторг. Очень хотелось бы привезти в родной Нижний какие-нибудь крупные проекты, но сделать это достаточно тяжело из-за трудоёмких перевозок. Но, я хочу сказать, что детский репертуар в театрах необходим. Хотелось бы приезжать в города с детскими спектаклями, и надеюсь, что всё получится.

Читать — важно и полезно

Библиотека — это тот самый мир, который я люблю с детства. Много времени проводил именно в библиотеках и в школьные годы, когда готовился к экзаменам, и во время сессии в институте, потому что из нас хотели сделать образованных актёров, в первую очередь. Я же сам, в настоящее время, читаю много пьес, так как возглавляю Московский Губернский театр; забочусь о том, чтобы материал был разный и интересный. В связи с этим постоянно нахожусь в поиске.

Мне важно, чтобы люди больше читали, в том числе и тексты произведений, которые ставятся на сценах театров. У зарубежных книг много переводов, и будет интересно сравнить текст героя в постановке и в книге, чтобы устроить некую полемику. Так что помните, что читать нужно в нашей жизни.

Важно с детства читать. Могу сказать, что меня заставляли. Я сам понимаю, что хочется погулять; все летние месяцы я проводил здесь, на Волге, в  Лысково. На лето задавали прочесть много книг, но я всё равно пытался вырваться из дома. Боролся с Паустовским, потому что природу всё-таки хотелось повидать живьём, а не читать о ней в его рассказах. Но все эти усилия повлияли на меня и сделали читающим артистом.

_MG_0113

О сценариях

Я сам работал над несколькими инсценировками. Например «Нашла коса на камень». За основу я взял 3 пьесы Островского. Было важно, как не странно, соединить в одном произведении все эти пьесы. Я немного добавлял, взял право сделать по мотивам, поэтому и допустил некоторые изменения. Одна из пьес — «Бешеные деньги». Я не буду рассказывать всё, потому что гораздо интереснее увидеть, проанализировать — что, где и как присоединено.

Когда меня спрашивают про мой девиз — я отвечаю: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это фраза из книги Вениамина Каверина «Два капитана». Я видел несколько экранизаций, но понятно, что любой фильм начинается со сценария, и очень важно, чтобы он был хорошим. А сценарий, в котором за основу взято литературное произведение — обречено на успех. Всё начинается с литературы, а кино только после неё. Хороший текст — главное для любого фильма.

О спектакле «Сон Разума»

В роли режиссёра я побыл месяц. Основной работой тут были какие-то формальные моменты, которых я уже особо не помню. Сейчас, как актёр, я забочусь о том, чтобы мой персонаж был живой, настоящий. К этому спектаклю нужно подготовиться, потому что постановка достаточно тяжёлая. Читающему человеку будет интереснее, я думаю, потому что здесь зашифровано много  гоголевских моментов. Зная и читая Гоголя, начинаешь узнавать его символы и метафоры, которые заложены в самом спектакле. В «Сне Разума» есть и «Вий», и «Нос», и «Шинель» — всё зашифровано в одном произведении.

Попытаться заглянуть в мир человека, который сходит с ума, залезть в голову сумасшедшего — это было для меня очень важно: увидеть всё то, что его окружает, его же глазами. Тут есть и мистика, и гоголевские черти, но мы пытались избежать театральности  и детскости персонажей. Здесь хотелось создать ощущение страха, осознания грехов человеческих, страстей, борьбы. Наше сознание самостоятельно рисует образы, и, говорят, что когда Бог хочет наказать человека — то лишает его разума.

_MG_0186

Бунт моего героя против собственной никчемности, против всей действительности, которую ему навязывает его собственное сознание — и всё это происходит в его голове. Это не классический театр — это фантасмагория, с огромным количеством символов. Но для меня было важно добавить драматичности, потому что это абсолютно живой персонаж, и чтобы показать те страдания, которые он испытывает, — нужно затратить все свои душевные силы на сцене.

Мне очень важно, что «Библионочь» и «Сон Разума» так совпали. Никто не думал, что так будет. Может это тоже символ?

О Нижнем как о литературном городе

Здесь родился Алексей Максимович, нельзя об этом не сказать, как пройти мимо такого автора. В своё время он был популярен. Я и сам играл в поставках, написанных на основе его произведений.

Отсюда пошла замечательная плеяда великих актёров, не только театральных, но и актёров кино, таких как Самойлова, Евстигнеев.

Нижний Новгород для меня всегда Горький, чаще всего называю его именно так, потому что привык с детства. Я люблю здесь бывать, это потрясающий город, это мой родной край. Хотелось бы радовать зрителей как можно чаще, если приезжать — то с большими гастролями. Землякам нужно показать то, чем мы занимаемся в Московском Губернском театре.

ЕКАТЕРИНА СОЛДАТОВА

ФОТОГРАФИИ ДАРЬИ КОНКИНОЙ

комментарии