Сергей Непомнящий: “Мы стремимся к природе настолько, что вытаптываем её”

t_DUS8qPpFE

10 февраля в Арсенале при поддержке компании “Ордер” состоялось торжественное открытие выставки Сергея Непомнящего «Гелиокластеры: города будущего». Автор проектов сам провёл экскурсию и подробнее рассказал о своих идеях.

Сергей Непомнящий – архитектор, проекты которого ориентированы не просто на создание новых зданий, но на переустройство городов и образа жизни людей в духе модернистских экспериментов ХХ века, совмещенных с технологиями и прагматизмом нового тысячелетия. На выставке представлены проекты Непомнящего, разработанные для Москвы, г. Шаньтоу в провинции Гуандун в Китае, и несколько архитектурных фантазий на тему улицы Рождественской в Нижнем Новгороде. Там можно увидеть не только архитектурные планшеты и эскизы, но и зеркальные инсталляции, ведь как признался сам автор, данная выставка – другой взгляд на город.

IMG_0013

В основе проектов Непомнящего лежит идея гелиокластеров – уникальных полифункциональных домов-гигантов, сопоставимых по масштабу и инфраструктуре с кварталами и даже целыми городами, которые максимально открыты естественному свету. На крышах жилых зданий архитектор предлагает разбивать парки и сады, строить фонтаны и открытые бассейны. Проекты Непомнящего одновременно и напоминают практику западной архитектуры последних десятилетий (например, проекты итальянского архитектора Ренцо Пьяно), и имеют пронзительно утопическую амбицию глобального переустройства окружающего мира.

Одна из принципиальных позиций Сергея Непомнящего – организация максимально компактного и экологичного пространства, где открытость природе, созерцание природы и безопасное взаимодействие с природой являются основами человеческой жизни.

IMG_0009

«На минимальной территории мы строим уединенные просторные жилища с террасами и видом на лес или на парк, – говорит архитектор, – Офисы, паркинги, магистрали, вокзалы – все без исключения элементы города находятся внутри одного огромного здания, ширина корпуса которого составляет не менее 500 метров».

Нашей журналистке удалось поговорить с Сергеем Непомнящим и узнать подробнее о проектах красочного будущего и о том, зачем поднимать историческую застройку на ул. Рождественской и строить под ней рабочий город.

 – Что вдохновило Вас на создание данной выставки?

–  Знаете, я этой темой занимаюсь с 1978 года, я тогда был студентом 3 курса Московского архитектурного института и мы изучали теорию архитектуры, футурологию – те проблемы, с которыми столкнётся человечество в ближайшие годы, – это с одной стороны. А с другой стороны, будучи студентом факультета градостроительства художественного ВУЗа, я шёл учиться с представлением о том, что я буду заниматься художественным творчеством. Архитектура – это застывшая музыка, архитектура – это скульптура.

Мне хотелось заниматься жилыми микрорайонами и вообще городской средой как свободной богатой тканью, из который можно сделать скульптуру. Я пытался понять, что же является ограничением, стремился к пластической свободе. Довольно быстро оказалось что препятствием к свободным формообразованиям является необходимость обеспечения жилья солнечным светом. Эти пластины шириной 20 метров на домах возникли не просто так – в этом что-то есть.

IMG_0102

Смотрите, есть комната с окном на одном фасаде, есть на другом. Одна комната 5 метров, другая столько же, в сумме – 10, ещё коридор, и вот, 120 метров. И тогда я стал анализировать, а что же может быть кроме этого; перелопатил кучу литературы, смотрел примеры того, как развивается жильё в Азии, в Америке и других странах. Сначала работа была чисто теоретическая, а потом уже практическая, что, собственно, и привело меня к такому результату, который вы можете наблюдать сегодня на этой выставке.

– Получается, Вы используете опыт других стран или сами выдвигает какие-то новые идеи проектов?

– Что касается идей, то, конечно, тут я не “сам по себе”, вижу что делается за рубежом, знаю историю этого, и, всё-таки, образование у меня неплохое.

– Я думаю, всех нижегородцев заинтересовал ваш проект по модернизации ул. Рождественской. Расскажите о нём подробнее.

– Смысл проекта вот в чем – ул. Рождественская сейчас задавлена стремлением людей получить там какие-то площади, она страшно перегружена, она умирает от тяжести этого давления. Надо ликвидировать там дефицит пространств, сейчас необходимо решать транспортные проблемы – мы должны сформировать мощную транспортную артерию, которая не мешала бы развитию этой улицы. Сделать это можно очень просто: поднять ул. Рождественскую на 15 метров, проложить транспорт на поверхности земли, сформировать дополнительные пространства. Проще говоря, я предлагаю построить на месте этой улицы очень крупный городской центр, а дома перенести на крышу этого центра.

IMG_0071

Таким образом, в этом месте мы сохраним историю – все дома останутся, а у нас будут средства для этого, ведь это инвестиции, которые оккупаются. Мы можем построить очень мощный комплекс, и строительство этого комплекса даст средства на восстановление истории.

Для того, чтобы восстановить историю, можно провести археологические исследования – я не говорю о том, чтобы уничтожить фундамент и построить все заново, нет; рыть мы предлагаем только для анализа того, что там есть в грунте. Что касается фундамента, то его просто нужно усилить – на него поставить домкраты и дома поднять на высоту 15 метров. Эта процедура очень дешёвая, домкрат – это достаточно простое устройство. А современная электроника позволяет проводить работы синхронно.

IMG_0094

Можно поднять ул. Рождественскую на 15 метров, проложить транспорт на поверхности земли, сформировать дополнительные пространства. Проще говоря, я предлагаю построить на месте этой улицы очень крупный городской центр, а дома перенести на крышу этого центра.

На выставке вы можете видеть кадр из Чикаго от 1860 года – это XIX век, сейчас на дворе XXI. Тогда не было никакой электроники, просто люди очень внимательно поднимали домкратные сооружения, вместе с тротуаром. Люди жили в этих домах и не знали, что их поднимают. Повторюсь, это XIX век! Сейчас на дворе XXI. Технически все осуществимо, проблема только в ментальности, в общественном мнении.

Посетить выставку Сергея Непомнящего и самим ознакомиться с его проектами можно в Арсенале по адресу Кремль, корпус 6. Каждую среду вход бесплатный, подробности на сайте Арсенала.

Мария Волошина

Фото: Дмитрий Дмитриев.

Поделиться
Поделиться
Поделиться

Опубликовано

Категории

Медиа
Просмотров: 1 089