Stand-up с нуля в Нижнем Новгороде: как писать шутки и где найти площадку для выступления

#Личный опыт
1 апреля 2019. 10:47

Здесь я, журналист «ИЛИ», расскажу маленькую историю о том, как написала первый монолог на 4 минуты, нашла площадку и уверенно рассказала материал зрителям. Или испугалась и мямлила что-то в микрофон, узнаем ниже.

Как пришла идея

Давно слежу за YouTube-каналами, которые предлагают качественный стендап. Предпочитаю «Шоу истории» на Stand-Up Club #1, комиков Willie Macc Flashback Fridays на канале Laugh Factory и ролики Джоша Вульфа. Смотрю не только видео в интернете, но и хожу с подругой на концерты молодых московских комиков: Алексея Квашонкина, Саши Долгополова и других. Не буду говорить ничего негативного по поводу шуток с ТНТ, например, выступления Ивана Абрамова на шоу «Stand Up» очень заходят.

Каждый раз на уютных открытых микрофонах и концертах малоизвестных комиков у меня возникало желание не смотреть, а участвовать в них и проходить эти обряды с хлопком следующему выступающему. Решение выйти на сцену хотя бы один раз пришло, когда я посмотрела французский фильм с одноголосым переводом, название которого уже не вспомнить. Сюжет построен на том, что девушка Лилу из маленького городка Франции переезжает в Париж, терпит неудачу с танцами, проходит испытания судьбы в виде отношений с вором и работы за гроши, а потом становится знаменитым комиком. Правда, она увлеклась этим в тюрьме, но желание и упорство помогли ей, поэтому в будущем Лилу собрала полный зал зрителей. Для большего вдохновения советую еще эти интересные картины: «Энни Холл», «Человек на луне» и «Кое-что еще».

Я часто рассказываю жизненные случаи друзьям, родителям и даже учителям. Получается смешно, людям весело и мне приятно. Использовать шутки при ответе доклада на паре и в некоторых статьях не сложно, а вот выйти на публику и сделать заранее написанный монолог похожим на импровизацию трудно.

Не занималась стендапом раньше, обычно мои искрометные шутки построены на том, что они заведомо каламбурные и провальные, потому и смешные. Правда, за ними по правилам такого жанра традиционно следует действие, которое потрясает мощью и качеством, но я еще ни разу до него не доходила. Этот прием использовал знаменитый комик Энди Кауфман: на одном выступлении 20 минут рассказывал несмешные шутки в образе иностранца. Когда зрители уже ничего не ждали, Кауфман спрашивал, может ли он показать пародию на Элвиса Пресли, и люди соглашались, потому что было уже все равно. После этого комик сделал лучшую пародию, которую похвалил даже сам певец:

В этом заключалась гениальность комедии Энди Кауфмана, до которой даже опытным комикам далеко.

У меня много глупых ситуаций, которые случаются из-за неуклюжести и неловкости в некоторых моментах жизни. Да, если дружу с кем-то, то этот человек слушает, как я задумалась и снесла зеркало у машины или как перепутала Казань с Рязанью.

Для первого выступления выбрала случай, который произошел в Москве. Маленькая предыстория: я проделывала путь от вокзала до пригорода на электричке в 9 вечера, а студенческий забыла в чужой сумке. Не люблю платить за проезд полную стоимость, выходит в два раза дороже, поэтому взяла студенческий у друга-москвича. Конечно, на тот момент я чувствовала себя бунтаркой, но дух протеста пропал сразу же, как мы зашли на вокзал. После того, как купили билет по его транспортной карте, началось самое интересное. Может, история не особо удачная, но я пока не изучила технику разгона шутки, накручивания дополнительных подробностей и курьезов.

Запись на «Открытый микрофон»

Сначала записывалась на раскрученную нижегородскую площадку, где строгие правила и новички выступают редко. Я допрашивала организатора, договаривалась с фотографами и другими людьми, но ничего не вышло. Каждый раз запись переносили, мероприятие отменяли или занимали места.

Рисунок нижегородского иллюстратора

Потом случилось чудо, и я нашла уютное место, где рождается творчество и завязывается общение. «Открытый микрофон во Freakadely»  сразу вызвал доверие, и желание выступать вернулось. Не сказать, что у меня повышенный уровень тревожности, но организатора я помучила. После того, как записалась в Google-форме, написала в директ «Freakadely» и получила длинное поясняющее сообщение на телефон. Чем раньше приходишь, тем шире выбор очередности выступления, поэтому пришла в 19.00 и записалась на начало.

Тянусь к организатору Наташе за поддержкой

Это было мудрое решение, потому что понимание, где находишься, приходит не сразу, и нет времени на переживания. В эту вечеринку я записалась второй, чтобы не перегореть и не переволноваться. А еще в помещении со временем становится душно, поэтому лучше выступать, пока есть воздух и мысли свежие. «Открытый микрофон» начинался в 20.00, у меня был целый час, чтобы включить панику.

Ощущения во время и после выступления

Я не такая смелая девочка, какой прикидываюсь, поэтому грамотная поддержка организатора и позитив людей вокруг сыграли важную роль. У меня дрожали ноги и руки. Поняла, что без телефона со шпаргалкой не справлюсь: наличие успокаивало больше психологически, чем практически, потому что подглядывать было неудобно. Микрофон оказался громким, и я сделала одну ошибку — начала оправдываться перед ребятами. Эта часть планировалась как ввод и импровизация, но я отыграла «слишком хорошо», поэтому попытку не восприняли. Потом плавно перешла к основной истории. Заинтересованные взгляды зрителей и ответы на мои вопросы, которые выкрикивали собравшиеся, создавали атмосферу доверия и уюта. Если бы не зациклилась на правильности хронологии и не вспоминала бы написанные слова, разговор прошел бы мягче.

Получила удовольствие, но не как после рассказа о тяжелом дне. Меня слишком трясло, расслаблялась только во время разговора с окружающими, пусть даже из-за стойки микрофона. Получалось так, что заготовленные шутки и игра слов, типа «фотограф и редактор собрались в этом месте ради меня, но вот я совсем не собралась», не срабатывали. Зато какие-то неловкие моменты и честная реакция вызывали смех. В работе комика важно фиксировать эти моменты, постоянно видоизменять сценарий, прописывать шутки, которые зашли публике больше, вырезать скучную информацию.

Для того, чтобы хорошо преподносить материал, играть с интонацией и «прочитывать» публику, нужны постоянные выступления и проба материалов. В этот раз я использовала стиль эмоционального комика, который не следит за громкостью голоса, но расставляет акценты. Стендап требует огромных сил и труда: мало просто шутить, нужно еще и анализировать.

А дальше что

Познавательную и описательную миссию журналиста выполнила — проверила на себе внутренние процессы, написала материал и выступила. Если постоянно смотреть соответствующие видео, фильмы и читать смешные произведения, а также использовать приемы оттуда в повседневных диалогах, то шутки иногда получаются сами. Искусство комедии одно из самых сложных, тут задействованы и психология, и кругозор, и ораторские способности.

Записи комика, который выступал уже 10 раз

Беритесь за это дело, если уверены, что будете носить с собой блокнотик и записывать в него каждую веселую ситуацию за день или миниатюру, которая придет в голову в любой момент времени. Будьте готовы изучать, запоминать и модернизировать, воровать как художники и постоянно взаимодействовать с людьми, проверяя шутки.

Спасибо за этот опыт, рада пробовать что-то новое, чтобы вам было не так страшно!

АВТОР: ПОЛИНА ХАРИТОНОВА
РЕДАКТОР: ИРИНА САМОТОХИНА
БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА
КОРРЕКТОР: АНАСТАСИЯ ЧЕСНОКОВА
ФОТОГРАФИИ АНАСТАСИИ ПОНОМАРЕВОЙ

комментарии