Строители знаний: “Рассказы бывалых педагогов”

ILI

«Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах» – пела Татьяна Овсиенко для нас в уже давние, но такие славные для наших родителей времена. Школа – это то время, которое, если даже захочешь забыть – не сможешь этого сделать никогда. Это время веселья, первых прописных букв, любимых книг, прочитанных после ни один раз, любви, первой драмы, а самое главное – это время детства, искренности и счастья.

Школьникам, кроме домашних задачек, не нужно ничего решать, за них решают и строят их жизнь в течение целых 11 лет настоящие строители. Это учителя, которые, как родители растят в детях людей и провожают во взрослую жизнь. Какой же видят школьную жизнь те, кто так заботливо вкладывает в детские головки настоящий гранит науки?

«Я стала работать в школе с 18 лет» – рассказывает Иценко Галина Ивановна, пенсионерка, в прошлом преподавательница литературы с сорокалетним стажем.

77

«В 1952 году я закончила педучилище и сразу пошла работать в школу, параллельно училась на заочном. Запомнилось тогда, что все ученики были практически такого же возраста, как и я. Но неловко мне никогда не было. Правда, бывало, в конце сочинений была подпись «Я вас люблю». Я была не промах, всегда строила учеников. Однажды, мне удалось усмирить одного хулигана, и он стал моим «соратником». Всех всегда ставил парами, давал подзатыльники и был лучше любого телохранителя, мне даже делать ничего не нужно было, когда мы на какие-то экскурсии ходили».

Тамара Петровна Локтик, учительница математики, рассказывает похожую историю: «Парадокс, но меня всегда любили двоечники. Я их ругаю, ну за дело, конечно, а они мне потом все вместе собираются и на 8 марта самый красивый и большой букет дарят. Ну, может быть, это делалось с корыстными целями, но приятно».

Дети – изобретатели. Им скучно просто так учить теорию, им нужно что-то придумывать и обязательно воплощать в реальность.

«Однажды на уроке один ученик, не с сильно хорошей успеваемостью, отвечал стихотворение. Наизусть рассказывал. И стоит, читает, без запинки, с выражением, и то так красиво читает, а губы как-то невпопад двигаются. Я смотрю на него, подхожу к парте, возле которой он стоял, и вижу, что это вовсе не он рассказывает, а его сосед, сидит с книгой и читает, а этот только рот открывает, как рыбка», – смеется Галина Ивановна.

88

Петр Прокопович Иценко, пенсионер, в прошлом учитель химии и географии и директор Овадновской средней школы, вспоминает: «Иду как-то по коридору, весь погружен в свои мысли и тут ба, слышу – поет кто-то, сначала один голос, второй, тут слышится уже целый хор, и то гимн поют. Иду на звук, подхожу к кабинету математики, смотрю – весь класс стоит, руку на сердце положили и гимн поют, учителя в кабинете нет! Я оцепенел, встал перед ними, тоже руку на сердце положил. Так и стоял пока не закончили петь. Просто кому-то в голову взбрело спеть гимн, вот и спели. Конечно, никого за это ругать не стал».

Валентина Петровна Двоеконко , учительница начальных классов, имеет огромный багаж таких историй. Ведь маленькие дети, школьники до 5 класса, вообще мастера что-то выдумывать. «Была перемена», – рассказывает она, – один мальчик, второклассник, расставил руки в разные стороны и давай кружиться. Кружился-кружился, уже глаза начали в разные стороны смотреть. Вдруг останавливается, довольный и выдает: «Валентина Петровна, я когда вот так кружусь и на Вас смотрю, вы мне знаете на кого похожи?», «На кого же?» – спрашиваю я, думая, сейчас может какую-нибудь Кэйт Уинслет вспомнит, а он: «На Верку Сердючку!».

А порой, работу учителя, вовсе нельзя назвать веселой и легкой. Постоянный стресс, иногда неуправляемые дети, проверки, открытые уроки, ночи без сна – как здесь не сойти с ума? У каждого свой собственный способ.

«Когда я еще проходил педпрактику, – рассказывает в прошлом учитель английского языка Андрей Михайлович Локтик, – дети меня вовсе не слушались. Не слушались до такой степени, что моя практика угрожала быть несданной, а значит сессия незакрытой. Но я придумал выход. У меня был тогда сосед по комнате в общежитии, такой невысокий, лысый и с наглым лицом. Постоянно ходил в темных очках и черной кожанке, как настоящий бандюган 90-ых. Я взял его с собой на урок и сказал детям, что он мой помощник и будет со мной присутствовать на уроке. Все стали как шелковые!»

shablon_LI2

«А я однажды не выдержала и как стукнула журналом по столу. – Продолжает свой рассказ Тамар Петровна. – Дети намазали воском доску, так что писать мелом было невозможно. Я не растерялась, отвела урок, только все примеры и задачи были написаны на деревянной входной двери. А однажды, в школе была проверка, и каждый учитель должен был отвести открытый урок. Так одна моя коллега прямо во время этого урока сознание потеряла, настолько перенервничала».

Учителя – наши вторые родители. Они открывают нам новые грани этого мира, помогают понять себя и стать взрослыми. Так скажем же спасибо им за это и поздравим с днем знаний! С днем, который навсегда останется 1 сентября, тем днем, когда перед нами открылись двери в жизнь.

ДАРЬЯ ЛОКТИК

ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ДАРЬИ ЛОКТИК

Поделиться
Поделиться
Поделиться

Опубликовано

Обновлено

Категории

Город
Просмотров: 391