В Арсенале доступным языком расскажут о влиянии медиа на науку и искусство

#События
25 мая 2018. 15:22

В Нижнем Новгороде еще полтора года назад стартовал уникальный проект «Графический кабинет», получивший жизнь благодаря сотрудничеству Арсенала и компании «Ростелеком», являющейся спонсором проекта. С 11 апреля в рамках проекта стартует цикл из шести лекций «Технические медиа между наукой и искусством».

10 апреля по этому поводу состоялась встреча представителей СМИ, вылившаяся в формат необычной экскурсии по новым выставкам. Спикеры директор Арсенала Анна Марковна Гор, пресс-секретарь Макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» Илья Шемякин, а также куратор «Графического кабинета» Евгений Стрелков представили грандиозную задумку.

Помимо этого, в апреле в выставочном пространстве Арсенала открылись три новые выставки. Условно их можно поделить на три традиционных для искусства направления: графика, живопись и фотография. Современное искусство наполнено разнообразными экспериментами с инсталляцией объектов. Выбор в пользу традиционных медиа был сделан не случайно. Летом ожидается огромный поток туристов в связи с проведением Чемпионата Мира по футболу.

Юрий Соболев. «Космос для собственного употребления»

Предвосхищая тотальное внедрение новых технологий в искусство, он активно использовал всевозможные технические медиа – это фотографии, печать, гравюры и даже аудиовизуальные системы – полиэкранные слайд-фильмы. Мастер прибегал к изучению западного модернистского искусства, к использованию приемов сюрреалистов и экспериментов с различными печатными техниками. Например, это можно увидеть в серии изображений «Галя», где совмещены бумага и шелкография.

Логичным итогом междисциплинарных экспериментов Юрия стал проект «Космос для собственного потребления». В нём первоначально планировалось соединение графического цикла, поэзии и музыки. Он хотел сказать, что каждый может пропустить через себя эту чёрную материю. К сожалению, от грандиозного замысла остался лишь визуальный ряд, который стал вершиной Соболевского творчества.

В 90-е гг. Юрий пришел к мысли, что мир переполнен образами и нет смысла увеличивать их количество, достаточно использовать уже существующие, создавая новое. Он отказывается от оригинального рисунка, используя лишь фрагменты классической живописи и персонажей массовой культуры. Темой последних работ становятся параллельные графике творческие проекты ­­­– театральные постановки («Дон Жуан», «Фауст»), перформансы (Frog Project), музыкальные произведения («Мифология лимона»). И здесь художник мастерски синтезирует различные виды творчества.  В целом экспозиция рассказывает о пути художника и раскрывает некоторые факты его биографии. Такой возврат к прошлому уместен для того, чтобы узнать, как технические медиа начинали находить свое применение в искусстве.

Исследование пейзажа. Кто такой художник-пейзажист?

В первой части выставки представлены работы российского художника Егора Плотникова в рамках проекта «Пустое место». Живопись, которая раньше пользовалась большим спросом, сегодня не так востребована. Зачем заниматься традиционным искусством в то время, когда все можно зафиксировать на фото? Однако Егор отдает предпочтение именно живописи. В свои картины он помещает впечатления от загородных прогулок, эмоции, пережитые наедине с самим собой, при взаимодействии с природой.  Неспроста в пространстве экспозиции запрятаны маленькие полотна — с их помощью художник передает ощущение поиска. По размышлениям автора, пейзажи не существуют сами по себе, они — часть его личных переживаний, поэтому иллюстрируемый природный ландшафт сопровождается статуэтками маленьких человечков.

Вторая часть выставки – произведения южнокорейского художника Гёнсу Ана в рамках проекта «Мембрана». Он, обращаясь к теме заброшенных пространств, инфраструктурных боев, находит особое место и пишет о нем. Затем Гёнсу закрывает запечатленный фрагмент готовым холстом. Где-то это условный контекст, а где-то работы буквально встроены, словно заплатка, и служат заменой определенному эпизоду действительности.

Оба художника, в рамках проекта «Исследование пейзажа» ставят актуальные для современного искусства вопросы. Что есть место? Что есть пейзаж?

Выставка «Гол»

Выставка – «Гол», приуроченная к главному событию года – чемпионату мира по футболу, демонстрирует архивы спортивных фотографов Волковых, которые являются мастерами своего дела. Основной задачей фотографов была съемка матчей и оснащение газет иллюстрациями. Спустя несколько лет их архивы попали в музей.

Снимки как самостоятельные визуальные высказывания, явления культуры, отбирались с точки зрения композиции и художественной ценности.  Более того, личный, семейный взгляд на спорт знакомит нас с неформальной, неофициальной историей советского футбола.

Доступные лекции о влиянии медиа на науку и искусство

В рамках программы «Графический кабинет» в Арсенале пройдет уникальный цикл лекций «Аппараты: технические медиа между наукой и искусством» куратора Евгения Стрелкова. Для дизайнеров, художников, графиков и культурологов это будет бесценная информация, а для широкого зрителя – новый и необычный опыт, потому что лекции здесь проводятся в научно-популярном формате и на понятном для каждого языке. Курс будет доступен всем желающим абсолютно бесплатно. Кроме того, на каждой встрече будет разыгрываться приз от «Ростелеком» за лучший вопрос.

 ЕЛЕНА ИЛЮШИНА

комментарии