Валерий Алешин: ушедший «голос» нонконформизма

#Люди
29 января 2019. 09:11

Как жило свободное искусство в 60-е, за что благодарить Ельцина и сколько нужно времени, чтобы принять авангард. Рассказ о нижегородском художнике-нонконформисте и отце горьковского андеграунда в преддверии нового выставочного сезона.

Эпоха СССР установила негласный мировой рекорд по масштабу культурного забвения. Борьба искусства и советских культурных идеалов была неравной, но стала причиной творческого подъема и расцвета нонконформизма. В период брежневского застоя в городе Горький художникам-авангардистам приходилось прятать свою творческую жизнь за обликом рядового гражданина. Одним из них был Валерий Алешин.

В родном Нижнем Новгороде персональные выставки художника случаются нечасто. После ухода автора в 2011 году, его работы не раз выставлялись на групповых выставках. Однако экспозиций, полностью посвященных творчеству Валерия Алешина, было всего две: в 2013 и в конце осени 2018 года.

Валерий Алешин, 2008

Тем не менее, эти редкие встречи поддерживают связь художника со зрителем. Алешина называли отцом горьковского андеграунда. Ему еще есть что сказать давним поклонникам и тем, кто познакомился с его творчеством впервые.

«Лоскутное одеяло», 2010

Учитель или ученик

Алешин учился в Горьковском художественном училище. Но на четвертом курсе он начал проявлять интерес к модернизму и церковным росписям. Увлечение, которое, по мнению властей, не соответствовало образу советского художника. За это Алешина хотели отправить «для перевоспитания» работать на Горьковский Автозавод, но передумали. Однако продолжить учебу он смог только в Чебоксарах.

Вернувшись оттуда, Валерий Алешин 10 лет проработал в обычной средней школе учителем рисования и черчения, был художником народных промыслов и скульптором. За этот период он собрал большую коллекцию детских рисунков и продолжал заниматься живописью, экспериментируя с цветом, формой, композицией и пространством.

«ДОМ»

Работая учителем в школе, Валерий Алешин сам был как ребенок. Он находил вдохновение в детских рисунках и учился у них, поэтому его работы такие яркие, а техника напоминает творчество совсем юных и неопытных художников. Сюжеты работ от этого не страдали. Для авангардистов техника — не главное. Кажущаяся небрежность отвлекает взгляд от линий и мазков, переводя внимание на то, о чем хочет сказать автор. Это заставляет использовать воображение, и зритель вступает в диалог с картиной.

«Кринки и подсолнухи», 2009

«Морды 60-х» и выход из подполья

«Валерий любил „сегодня“, но и не отказывался от „вчера“; он вообще от прошлого не отказывался, хотя возвращаться туда не хотел» из воспоминаний Ольги Алешиной, жены художника

Время расцвета нонконформизма в 60-80-е годы стало важным этапом в развитии живописи и искусства в целом. Этот период было тяжелым испытанием для талантливых и свободолюбивых художников. Любое творчество загонялось в рамки идеологии, запрещалось мыслить «иначе».

По мнению нижегородского андеграунда, у процесса «творческого закрепощения» было два следствия. Первое — в 60-е появилось целое поколение людей «без воображения». Второе — ограниченность публики и власти угнетала художников больше, чем постоянное ожидание доноса и пустые полки в магазинах.

Жена Алешина рассказывала, что он и другие нижегородские нонконформисты всегда работали над картинами, хотя знали: их искусство, как кость в горле большому руководству. Каждый день можно было ждать гостей из спецслужб. Всех, кто не пишет, хотя имеет талант, Алешин считал предателями живописи, что для него было равносильно предательству Родины.

На его холстах много метафор. За образами животных могли скрываться лица реальных людей. Поэтому со старых работ Алешина смотрят белые лошади с пустыми печальными глазами: «морды 60-х», как их называл художник.

Казалось, что эпоха застоя никогда не кончится. Поэтому «перестройка» и изменения в сознании людей после распада Союза были с надеждой приняты художниками, в том числе и Валерием Алешиным.

«Похороны»

60-е сегодня в моде. От рисунков, сделанных в тот период, Валерий Иванович не отрекался, но отказывался повторять сюжеты по-новому — исчезло ощущение безысходности и тоски. Ему нравилось в сегодняшнем дне все, кроме ностальгирующих по прошлому людей.

«Цветы», фрагмент, 1995

Он любил ночные магазины, восхищался многоканальным телевидением и тем, что на улице много красивых людей. Алешин радовался тому, что молодые художники получили возможность выставляться в США и Европе. Любил Ельцина и Чубайса, Гайдара и Немцова. Не вдаваясь в подробности их деяний, он благодарил их за перемены. Квартирные выставки и самиздат остались в прошлом, художники вылезали из подполья. В 2000-е Валерий Алешин мог быть бесшабашным и наивным, получил возможность реализовывать то, о чем давно мечтал.

«Граффити»

Зачем нам ваша Альтернатива

Алешин смеялся над тем, как долго зритель привыкает к тому, чего еще не видел. Художник показывал одну и ту же работу с интервалом в несколько лет, а люди давали совершенно разные оценки. Картина хорошела от раза к разу.

Выставки Валерия Алешина в советское время часто заканчивались скандалом. Приверженец новых тенденций в искусстве, он долгое время находился в опале у власти и был лишен возможности выставляться. Первая официальная экспозиция 1960-х годов, организованная газетой «Ленинская смена» привела к увольнению редактора. А сам художник был вынужден уйти в творческое подполье. Активное участие в квартирных выставках Москвы и Нижнего Новгорода в 1970-х утвердило за ним авторитет яркого представителя неофициального искусства. После затянувшегося десятилетнего перерыва, Валерий Алешин в 1990-х годах возвратился к выставочной деятельности.

Эпатажные и шумные квартирники 60-х сменились яркими галерейными выставками 90-х. Постоянное присутствие цвета и тонов, не свойственных ни живописи, ни настроению брежневской эпохи доказывало, что художник творит независимо от времени и обстоятельств. Редко одна работа выставлялась дважды. Валерий Алешин любил удивлять зрителя новыми сюжетами, приемами, красками.

«Мы все беременны…», 2011

Художника знают в Германии, Франции, США. Столичные галереи, такие как ARTCONSTANTIS, Новый мир, банк «Зенит», приобретали его работы за большие деньги и устраивали персональные выставки.

Встречи со зрителем, которые случились уже без самого автора, не подводили никаких итогов и не повторяли предыдущие. Принципиальная позиция Алешина — знакомить с тем, о чем думается сегодня. Все его выставки очень разноплановые: фотографии, инсталляции, тематические выставки. Экспозиция в конце осени 2018 была полностью посвящена пейзажам.

«Осень. Крутой Майдан», 2008-2010

Здравствуйте и до свидания

В 2013 году вышел сборник стихов Валерия Алешина: первый, выпущенный не в самиздате. Он писал всю жизнь. Редко кому удается сохранить поэтический дар до солидных лет, но ему было что сказать людям.

Сборник стихов «Здравствуйте и до свидания», 2013

Он пренебрегал пунктуацией, а попытки издателей расставить знаки препинания воспринимал как насилие над вольным звуком.

Алешин знал, что дар — это не подарок Бога, а ответственность перед ним.

Ролик, подготовленный к выставке 2013 года, монтаж: Василий Степаненко

БАЛЯБИНА ЕКАТЕРИНА

комментарии