«We will always be your friends», — по-настоящему тёплый концерт финских металлистов в Нижнем Новгороде

#События
23 марта 2018. 09:30

За возможность посетить концерт редакция благодарит

организаторов мероприятия из ALL STARS-NN

Два года назад легендарная финская группа Apocalyptica праздновала 20-летний юбилей своего дебютного альбома «Apocalyptica plays Metallica by four cellos» и отметила его одноименным туром, в том числе и по России, уже в 2017. Он оказался настолько успешным, что в этом году коллектив вернулся к нам снова — исполнить на бис переложенные на виолончели хиты легендарной Metallica.

Тур музыканты начали именно с нашего города — концерт в Театре оперы и балета собрал вчера несколько сотен поклонников симфонического метала. Совершенно разные люди — от выделяющихся внешним видом металлистов до пожилых пар в элегантных костюмах — пришли провести вечер среды за прослушиванием виолончельного квартета.

От выступлений в лагере до разогрева у Metallica

Группа появилась в 1993 году — и карьера будущих артистов началась с шуточной идеи сыграть в музыкальном лагере среди людей с классическим об-разованием любимые песни группы Metallica.

Будучи большими поклонниками тяжёлой музыки и уже имея опыт «перекладывания» её на виолончель, они успешно справились с задачей и получили множество положительных отзывов. Но шутками дело не ограничилось, музыканты продолжали работать над собой и выступать, а в 1995 их заметила сама группа Metallica — и позвала к себе на разогрев. Это был настоящий триумф, давший толчок дальнейшему развитию группы.

Из первоначального состава коллектива всё ещё играют Эйкка Топпинен и Пааво Лётьёнен, а Антеро Маннинен вновь присоединился к коллективу во время тура. На ударных — Микко Сирен, а на четвёртой виолончели — Пертту Кивилааксо. Кстати, название группы разгадать совсем не сложно — это сочетание слов апокалипсис и, конечно же, Metallica.

Apocalyptica долгое время воспринималась как музыканты, которые играют на виолончелях песни Metallica. Пытаясь отойти от этого образа, они старались записывать каверы не только этой группы (и даже постепенно избавлялись от них), а впоследствии выпускали и собственные композиции, зачастую дополняя вокалом. За всё время существования музыканты выпустили 8 студийных альбомов — и останавливаться явно не намерены.

Симфонический метал в театре

Может показаться, что театр — не самая подходящая площадка для такого концерта. Но на сцене мы видели самое настоящее представление. Каждый из музыкантов по-своему обращался с виолончелью, у каждого она и звучала по-разному.

Эйкка словно отправился в путешествие со старым безбашенным другом, по пути встревая в тысячи интересных историй. Пертту вальсировал по сцене, будто находился не на концерте метал-группы, а на балу с милой сердцу дамой. Пааво почти весь концерт сидел в стороне, с хитрым лицом колдуя над инструментом и время от времени взмахивая смычком, как волшебной палочкой. Антеро же с неповторимой флегматичностью охранял инструмент, будто семейную реликвию, — и всё-таки несколько раз одарил нас искренней улыбкой, несмотря на шутки Эйкка («На самом деле он улыбается, просто вверх ногами!»). Неповторимый квартет из совсем разных по энергетике людей — вот что действительно притягивает в этом коллективе.

Лидер группы начал выступление словами «Мы исполняем инструментальные композиции — и поэтому певцами сегодня будете вы». Возможно, в зале было не так много поклонников самой Metallica, но время от времени можно было услышать, как десятки голосов сливаются и превращаются в слова известных всем песен. И это единение нельзя было не заметить.

Виолончель — это всегда история о чувствах. Ярких и стремящихся скорее вырваться откуда-то из глубины. И песни Apocalyptica именно такие. Музыканты будто пытаются заглянуть внутрь каждого, вынуждая раскрываться и вспоминать самые трогательные моменты из собственной жизни. Во время одной из самых известных композиций, Unforgiven, трудно было сдержать слёзы и не восстановить из памяти всё, что с ней ассоциируется.

Тревожность или спокойствие, ненависть или любовь, агрессия или нежность — можно было ощутить всю гамму эмоций буквально за пару минут. И так — в течение всей первой части концерта. Вместе с группой зал переживал всё то, что исполнители так хотели передать нам. И они делали это так искренне, что хотелось просто взять и обнять тех, кто сидел рядом.

Здесь необязательно быть поклонником метала: хотя бы одна композиция этого коллектива обязательно вызовет эмоции, по-другому просто не может быть.

Во второй части концерта добавились ударные. И тут любители метала вспомнили, за что они любят этот жанр. Сидеть на местах многим было трудно, и последние три песни все люди в зале — и на партере, и на балконе — стояли, не переставая поддерживать группу позитивными возгласами и аплодисментами.

Никак не договариваясь, десятки поклонников подняли вверх телефоны с фонариками на Nothing else matters. Просто представьте эту картину: музыканты-металлисты играют на виолончелях невероятно трогательную песню, зал мерцает огоньками, и всё это — в зале театра оперы и балета!

Тёплый приём

Группа активно взаимодействовала с публикой. Артисты говорили по-английски и не раз пошутили, что их почти никто не понимает — но это было совсем не важно. Зрители чувствовали ту теплоту, которой так щедро делились музыканты, — и никакой языковой барьер не мог этому препятствовать. Упомянув о прошедших выборах и напомнив, что они — финны, Пертту отметил, что группа всегда будет вне политики (как же красиво звучит apolitical Apocalyptica!) и останется с нами друзьями несмотря ни на что.

Невероятно ценные слова в такие времена — а в невероятно дружелюбной атмосфере даже подумать нельзя о другом.

Мы — в восторге. Надеемся, что и у музыкантов остались от концерта только приятные впечатления — и есть повод порадовать наш город своим творчеством ещё не раз. Кажется, слова, сказанные Эйкка на прощание — прямое тому подтверждение: «Apocalyptica will be back and that’s for fucking sure!» («Apocalyptica вернется, мы чертовски в этом уверены!»). И это, несомненно, чудесно.

ЕЛЕНА КИСЕЛЁВА

ФОТОГРАФИИ РУСЛАНА САМАРИНА

комментарии