«Внимание! Нижний, снимаю!»

#Город
12 октября 2015. 09:28

Кино, как и любой вид искусства, имеет свой специфический язык, на котором говорит со зрителем. Киноязык похож на язык немых, который доносит информацию с помощью знаков, мимики и жестов. Режиссер, находясь за кадром, по сути, тоже является немым. Единственное, что он может — это говорить со зрителем с помощью неких знаков, попадающих в кадр. Безусловно, одним из таких режиссёрских знаков-слов является задний план, на фоне которого и развиваются события. Но в отличие от театрального режиссёра, который использует как фон декорации, кинорежиссёр зачастую берёт уже готовый «макет» для съемок. Это может быть столичный город, заброшенная деревня, лесная даль – всё что угодно. И такой фон на заднем плане есть уже отдельная, дополнительная реальность со своим историко-культурным контекстом.

Нижний Новгород зачастую обращал внимание режиссеров на себя, несмотря на то, что долгое время был закрытым промышленным городом, а его название было не принято указывать в титрах. При этом наш город и область часто попадали в кадры отечественного кинематографа и до сих пор продолжают попадать. Чем же интересен Нижний для режиссёров? Какую атмосферу он может создать?

Романтический ореол старины.

Нижегородская область имеет очень неоднородный ландшафт: крутые склоны, глубокие овраги, поля, разрезанные речными нитями. Есть в этом пейзаже что-то трагическое, надрывное, как природа русского человека.

Неудивительно, что именно здесь было экранизировано произведение И. Гончарова «Обрыв». Фильм снимался в с. Подвязье в 1983 году. Режиссёру фильма Владимиру Венгерову удалось найти такой ландшафт, который точно соответствовал бы родовому имению Малиновка на Волге из романа Гончарова: с одной стороны — спокойный, умиротворённый пейзаж, олицетворяющий устоявшиеся традиции, а с другой — крутые склоны, символизирующие разрыв с прошлым.

Другим поэтически-драматическим фильмом, снятым в Нижегородской области, был «Храни меня, мой талисман» (1986), в котором герои, подобно Пушкину и Дантесу, назначают друг другу дуэль, несмотря на то, что на дворе конец XX века. Именно здесь, в золотую болдинскую осень, на фоне пушкинского особняка разразилась жизненная драма трёх человеческих судеб .

THX4CtQKcik

В 2010 году Федорченко частично снимал в Нижнем свою нашумевшую картину «Овсянки». Главный герой Аист рассказывает, будто на территории нескольких областей продолжают жить остатки племени меря, которое 400 лет назад полностью смешалось со славянами. Нижегородская область стала частью сакральной мерянской земли. Ноябрьские туманы, еловые леса, широкие реки создали ощущение языческой древности, которая хоть и забыта, но напоминает о себе иногда. На берегу г. Горбатова было сожжено тело любимой жены главного героя Мирона по древнему мерянскому обычаю, а Нижний Новгород появляется в эпизодах, где герои обедают (т/ц «Мега») и знакомятся с барышнями (набережная Федоровского).

В 2012 году на территории г. Павлово была частично снята картина Н. С. Михалкова «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина. Всё тот же открывающийся на Оку вид создал на этот раз дух уездного города начала XX века, где развиваются трагические события в судьбе России.

Город промышленного пейзажа.

Нижний Новгород издревле был городом купцов и промышленников, поэтому большую часть городского пейзажа составляют заводы и речные порты. Техногенный пейзаж пришёлся по вкусу режиссёрам, снимающим фильмы о сильных женщинах. Здесь были экранизированы произведения М. Горького «Мать» (1989) и «Васса» (1982), главную роль в которых исполнила Инна Чурикова. Кроме того, здесь был снят фильм о начальнице участка речного порта «Екатерина Воронина» (1957), а также «Ещё не вечер» (1974), героиня которого всю жизнь отдала заводу.

p_1299866121_1299866153

В 2009 году здесь был снят первый в России фильм в стиле киберпанк «На игре». Всё тот же техногенный пейзаж создает на этот раз подобие компьютерной игры. Настоящий боевик с погонями, замедленной съемкой, взрывами и перестрелкой на центральных улицах города.

Город контрастов.

Наверное, самым известным фильмом, снятым в Нижнем Новгороде, стала картина-экскурс в лихие 90-е от Алексея Балабанова «Жмурки». Каким Нижний увидел Балабанов? За счёт своих витиеватых дорог и эклектично разбросанных построек город выглядит авантюрным и хаотичным. Среди старинных, неотреставрированных домов появляется кадр с Макдональдсом, символизирующим новую эпоху. А из комнаты с семью трупами окно выходит на церковь «Всех скорбящих Радость», расположенную на улице Нестерова, и именно на нее периодически молится главный герой. Город контрастов: верующих убийц, недалеких водил, хорошо разбирающихся в синти-попе, длинноногих официанток с изысканными манерами. Вот такая картина абсурда от Балабанова.

cu4RFYsebOsZba-yKZCGPE

Нижегородская земля действительно наполнена контрастами: с одной стороны, здесь возможно экранизировать классическое произведение за счёт старинных построек и живописного ландшафта, а с другой — снять новомодный киберпанк. Наверное, поэтому Нижний Новгород и по сей день является постоянным местом съемок. В прошлом году снимался сериал «Метод», где детектив (Константин Хабенский) раскрывает самые загадочные преступления.

Студия «ТНТ» приезжала снимать комедию «Выпускной» о «забавах и трагедиях» провинциальных школьников (кстати, большую часть второстепенных героев играют ученики театрального училища им. Евстигнеева). Более того,  на протяжении 4 лет кинообъединением «Коромыслова башня» снимался первый фильм о Нижнем Новгороде — «Студия Нижний»*, режиссёр которого черпал вдохновение из картин, пропитанных любовью к определённому городу: «Римские каникулы», «Париж, я люблю тебя», «Москва слезам не верит».

Виктория Едина 

*На главной картинке кадр из этого фильма

комментарии