Екатерина Захарова: «И, не стану скрывать, мне льстит, что я стою у истоков винной культуры в этом городе»

#Люди
5 марта 2018. 16:46

Профессия «сомелье» появилась в России относительно недавно — около пятнадцати лет назад (прим. ред. — официально она существует лишь с мая 2015 года). Сегодня мы попросили Екатерину Захарову — сомелье и основательницу школы грамотных винных покупателей «Винный дайвинг» — рассказать, чем же занимаются представители этого уникального ремесла.

Добрый вечер, Катя! Давай начнем с того, что ты ведь не просто сомелье, который занят работой непосредственно в одном заведении, ты составляешь винные карты для разных кафе и ресторанов Нижнего.

— Привет! Да-да, все верно, только я бы не стала говорить о заведениях во множественном числе: все же по-настоящему я поработала только с винной картой «Пастарамы», а в остальных случаях — просто консультировала. Это очень творческая работа.

Конечно! Если не ошибаюсь, ты даже создала недавно свою коллекцию тематических украшений. Расскажи подробнее о своих проектах.

— Я человек разностронний и увлекающийся, поэтому свое любимое вино я стараюсь вписать во все сферы жизни. Так появился проект аксессуаров на винную тему «Винозавр». Сейчас это разнообразные украшения в форме бутылочек — лаконичные и стильные. Мои брошки-бутылочки носят самые модные люди города!
Я очень люблю фотографию, и из этой любви возник фотопроект-дегустация «Winediction» (wine + addiction). Участники съемок не только получают классные кадры, но еще и дегустируют вино в процессе. Два в одном!

Я люблю зрелищность, поэтому стала проводить мастер-классы по сабражу (прим. ред. — сабраж — от французского sabrе, то есть сабля, открывание бутылки шампанского (или игристого вина) ударом сабли). Они пользуются большой популярностью в сфере организации мероприятий и вызывают море восторга!

И на сейчас у меня есть один главный и очень любимый проект — я уверена, что у него большое будущее, — это школа грамотных винных покупателей «Винный дайвинг». Из названия понятно, что на курсах я не готовлю будущих сомелье — я стараюсь, чтобы мои студенты получили базовые знания, которыми можно пользоваться в повседневной жизни: самостоятельно выбирать вино в магазинах, в кафе и т. д.

Расскажи, пожалуйста, чем ты занималась до того, как стала сомелье?

— Я была самым обычным офисным клерком. На тот момент работала в IT-компании помощником директора по информационным технологиям. Вино я любила и всегда мечтала узнать о нем больше.
Ни о каком обучении речи не шло, я знала, что у нас в Нижнем Новгороде не было никаких винных школ.

Но мечты сбываются! Однажды мне позвонил мой приятель и предложил присоединиться к группе, которая брала частные уроки у высококлассного специалиста в этой области. На наших занятиях мы получили довольно глубокие знания, и в какой-то момент я поняла, что просто не могу не поделиться ими с окружающими. С тех пор вино прочно вошло в мою жизнь.

Параллельно основной работе я стала проводить дегустации и поняла, что это становится все более востребованным занятием. Но, если честно, никогда не думала, что мое необычное хобби выведет меня на новую дорогу профессионального развития.

Хотелось бы отметить, что я все же не сомелье. Потому что сомелье, в типичном понимании этого слова, работает непосредственно в зале одного заведения. Я в зале поработала и поняла, что это не совсем мое — скучно находиться на одном месте, мне нужно движение. Хотя временами я все же вспоминаю про работу в зале: живое общение с гостями всегда интересно и дарит заряд энергии. Поэтому иногда меня можно увидеть в роли гостевого сомелье в разных заведениях города.

А в какой момент все-таки хобби превратилось в профессию?

— Ты знаешь, я думаю, что у всех в жизни бывают кризисы. Вот и я в один момент поняла, что в офисе я сделала все, что могу, и теперь нужно искать себя в чем-то другом. Сразу скажу, что на тот момент поддержки родных и близких мой порыв не получил. Как мне кажется, тут причина не только в том, что новая профессия казалась всем весьма необычной, но и в том, что уход из офиса означал уход от стабильности. Поэтому какое-то время мне пришлось совмещать две работы, но потом я все-таки решилась, и вот в апреле прошлого года начала работать сомелье.

Во многих странах ужин за бокалом вина — обычная практика. У нас же долгое время культура употребления алкогольных напитков вообще не была развита. Расскажи, как сейчас обстоит дело, алкоголь до сих пор ассоциируется только с большим застольем, или есть изменения?

— Хороший вопрос, он мне нравится. Да, вино — совсем не такой неотъемлемый атрибут культуры и истории для нас, как для европейцев.

Однако, современные россияне активно путешествуют и многое из заграницы привозят — в том числе, новые увлечения. Привычка пить вино — одно из них. Спрос рождает предложение, и в столицах уже никого не удивишь большим количеством винных баров. Эта мода добралась и до нас.

Я, конечно, не могу сказать, что мы уже стали как европейцы в этом плане, но у нас явно повысился к этому вопросу интерес. Потому что три года назад, когда только начинались мои первые профессиональные шаги в этой сфере, она была совсем не развита. Сейчас же, например, винные дегустации вошли в досуг нижегородцев.

Для меня как для винного эксперта кажется очень важным прививать культуру потребления нашим согражданам, чтобы в их сознании бокал вина за ужином стал нормальной практикой. Наше стереотипное мышление порой диктует нам: «Выпить вина во вторник? Боже упаси! Вот дождусь пятницы, и уж тогда…»
Я за умеренность в употреблении алкоголя. Бокал вина в день гораздо безопаснее для организма, чем большая алкогольная вечеринка с пятницы по воскресенье.

Если в сознании людей — а особенно, молодежи — эта мысль закрепится, я буду считать это и своей личной победой.

Я думаю, ты сталкивалась с укоренившейся ассоциацией «сомелье, дорогой ресторан, многолетний алкоголь». Можно ли подобрать хорошее вино по демократичной цене?

— Сразу хочу сказать, что фраза «чем вино дороже, тем лучше» — это распространенное заблуждение. Более того, если у человека скромный дегустационный опыт и серьезных вин он не пробовал, содержимое дорогой бутылки его, скорее всего, разочарует.

Нетренированные рецепторы не смогут сообщить ему всех тонкостей, и великолепное вино покажется обычным. А дальше — разочарование в покупке и сожаление о потраченных деньгах.

Поэтому, повышать уровень вина нужно постепенно. Новичкам можно выбирать что-то в сегменте 600-1500 рублей.

И, если хочется пробовать больше, в свой досуг стоит включить винные дегустации. По цене бутылки вина можно попробовать 5-6 интересных образцов и прокачать свои рецепторы.

В заведениях новичкам придется сложнее. Читать винную карту не разбираясь в многообразии вин — та еще задачка. Но тут на помощь приходит опытный персонал. Не стесняйтесь расспрашивать сомелье об интересных позициях. К тому же, сейчас довольно много заведений с демократичной ценовой политикой и, при этом, достойной винной картой.

Какие, например?

— Я очень люблю проекты моего коллеги Кирилла Сулимы — Negroni и недавно открывшийся BarJoy. Симпатичная подборка вин в пиццерии «Юла». Невозможно забыть об отличной винной полке в «Карамели».

Давай вернемся к стереотипу о том, что сомелье — это привилегия дорогих ресторанов.

— Да, конечно, об этом хотелось бы сказать отдельно! Так было раньше, но времена меняются, а вместе с ними меняются и сомелье.

В винном баре Петербурга, например, к тебе спокойно может подойти татуированный парень с бородой, и при этом он будет очень компетентным специалистом. Я мечтаю, чтобы в каждом заведении, предлагающем вино — большом ресторане или крошечном моно-кафе — был квалифицированный персонал, который может дать грамотный совет гостям.

Любой человек, работающий в зале, находится там не просто так. Его задача — сделать ваш отдых максимально приятным.

Поэтому, если к вам подошел сомелье, пообщайтесь с ним. Возможно, он предложит вам нечто совершенно волшебное. А еще вы под шумок можете задать ему пару вопросов, которые вас давно беспокоят — например, как выбрать вино в подарок и не ошибиться. Пользуйтесь случаем и не стесняйтесь!

Мы с тобой уже затронули тему того, что твоя работа — это по сути своей фриланс, и нет какой-то стабильности. С какими сложностями тебе пришлось столкнуться?

— Сложности, безусловно, были и есть. То, чем я занимаюсь — это, по сути, подвижничество. Поднимать большое направление с нуля очень сложно, но, вместе с тем, интересно. Замечая растущий интерес к вину, я понимаю, что работаю не напрасно и двигаюсь в верном направлении!

А насчет стабильности… Я думаю, что любой фрилансер в глубине души мечтает о ней. Но такой, особенной. Сочетающейся со свободой и несовместимой с офисом с девяти до шести.

Для меня стабильность — это востребованные, работающие проекты. Например, моя винная школа. В 2018 году образование в этой области в Нижнем Новгороде выйдет на качественно новый уровень!

Получается, что ты хочешь уйти скорее в преподавательскую деятельность?

— Да, мне очень нравится делиться своими знаниями. Я вижу отдачу и получаю благодарность моих учеников. К тому же, преподавание совмещает в себе многое: подготовка контента, передача знаний, ораторское мастерство, даже актерские навыки! А это очень подходит разносторонней мне.

Почему развиваешь все свои проекты в Нижнем? Многие считают, что у нас люди тяжело воспринимают что-то новое…

— Безусловно, поступает большое количество предложений переехать, но я считаю, что это самый простой вариант. Мне нравится то, что тут я при месте и при деле. И, не стану скрывать, мне льстит, что я стою у истоков винной культуры в этом городе.

В конце нашей беседы хотела спросить, какие книги о вине стоило бы прочесть, чтобы разбираться в этой теме чуть лучше?

— Безусловно, это книга «Вино. Практический путеводитель» Пакетт М., Хэммек Дж. («Wine Folly») Эта книга произвела настоящий фурор! Она построена в виде инфограмм, и знания «упакованы» очень наглядно и просто для понимания и запоминания. Профессионалы от вина говорят, что, по сути, это азбука и детский сад, но для людей, которые хотят начать разбираться в этой теме, это прекрасная книга, которую можно открыть на любой странице и найти для себя что-то полезное.

БЕСЕДОВАЛА ТАТЬЯНА БАРКАЕВА

ФОТОГРАФИИ АЛЕНЫ КОМЕТЫ 

комментарии